Храмков Иван Федорович (1.05.1900) работал в школе №20 г.Саранска с 1959-го по 1965 годы - был завучем по начальным классам и преподавал русский язык и литературу.
Заслуженный учитель школы РСФСР.
"Я родился в городе Саранске 1 мая 1900 года в семье ремесленника-портного. Семья состояла из отца, матери-домохозяйки и троих сыновей, из которых я был старшим. Заработок отца был непостоянный, случались нередко перебои в работе, а отсюда испытывались материальные лишения в семье. И отец, и мать были неграмотные люди. Отец к тому же был глухой. По окончании начального училища в 1911 году, отец хотел посадить меня на выучку своему ремеслу, но пожалел и по совету моего учителя Ивана Николаевича Гридина отдал меня учиться в 1 Саранское городское училище, переименованное потом в высшее начальное училище. Ну, Вахорка, (так называл меня отец) кончишь это училище, пойдешь в приказчики к Ивенину или Кербицкову (Саранские торговцы мануфактурой). Там все полегче будет, чем сидеть тебе за шитвом. И отцу, и матери приходилось не раз обивать пороги училища, прося инспектора училища об освобождении меня от платы за обучение. Это училище я окончил в 1915 году. Отца уже не было: он умер в 1913 году. Мне хотелось учиться дальше. Но оставшейся после смерти нашего отца матери с тремя детьми было не до учебы нас. Стоял вопрос о поступлении меня куда-либо на работу. А тут как раз стало известно о том, что в Саранске открывается учительская семинария. Да к тому же это такое учебное заведение, где не только не взимается плата за право учения, а ученикам семинарии выдается каждый месяц стипендия в размере 15 рублей. А ведь это по тем временам деньги на целый воз хлеба (при цене ржаной муки на базаре 50-60 копеек за пуд). Ну, как тут было не соблазниться быть учащимся этого учебного заведения! Материальная сторона в то время для меня, пятнадцатилетнего подростка, и семья играла первостепенную роль, а цель учебы в семинарии для нас казалась еще малосущественной. Сдав хорошо вступительный экзамен в семинарию, я попал в число "казеннокоштных" воспитанников её, получая ежемесячно 15 рублей стипендии. (Обучавшиеся в семинарии официально назывались воспитанниками, а не учениками). Была принята одна группа учащихся в семинарию примерно в количестве 30 человек, исключительно мальчики, так как семинария была мужским учебным заведением, и только с осени I9I8 года она стала смешанным, поскольку на учебу в семинарию с этого года стали приниматься и девочки. За все время нашего обучения ежегодный прием в неё был ограничен только одной группой. **************** Наконец подошло время завершения нами курса обучения в семинарии. Первый выпуск из нее состоялся в конце апреля 1919 года. Это был первый и последний выпуск Саранской учительской семинарии.
Какие бы не были недостатки в работе семинарии, она твердо определила мой жизненный курс: служить народу, идти по дороге народного просвещения. И я второго мая 1919 года с чемоданчиком в руках отправился пешечком по дороге в село Ключарево начинать учительскую карьеру. Сорок пять лет я работал на ниве народного просвещения, а в годы Великой Отечественной войны с оружием в руках в рядах Советской Армии защищал Родину от фашистских извергов." (Из воспоминаний Храмкова Ивана Фёдоровича о Саранской учительской гимназии. Август 1970г. По материалам фондов МРОКМ им. И.Д. Воронина, С.А.Телина, заведующая историческим отделом МРОКМ им. И.Д.Воронина)
| ||||||||||||||||
Иван Федорович - участник Великой Отечественной войны.
- Дата призыва: __.12.1941
- Воинское звание: старшина
- Награды:
- Медаль «За боевые заслуги»
- Медаль «За взятие Кенигсберга»
- Пришел в школу №20 из закрывшейся пятой.
- Из воспоминаний Ильичевой Нины Семеновны:
- "Иван Федорович был самым старшим в коллективе. Отличный человек, очень порядочный, уравновешенный, спокойный, заботливый - старая интеллигенция!
- Всегда искренне интересовался у педагогов, чьи дети болели, как их самочувствие, не нужны ли какие лекарства. Радовался, если все было хорошо.
- Его уважали и педагоги и дети.
4 А класс, 1964 год - Выделялся особым тактом. Разговаривал, как бы извиняясь. Разбирая уроки учителей, всегда старался проанализировать так, что даже если на уроке молодого учителя совсем ничего хорошего не было, находил слова поддержки, подбадривал, стимулировал к совершенствованию и просил опытных учителей помочь.
- 11 А класс, 1963-й год, второй выпуск школы
- Был открытым и доступным и на работе и в быту. Всегда просил обращаться к нему за любой помощью.
- Мы жили в соседних домах и к нему можно было прийти даже за лампочкой, если вдруг срочно понадобилась, а магазин не работает."
-
Педколлектив, 1961-й год
Комментариев нет:
Отправить комментарий