пятница, 18 января 2019 г.

К юбилею гимназии.

28 февраля наша гимназия №20 будет отмечать свой 60-й день рождения!





Идет подготовка к празднику, а я хочу на страничке своего блога разместить воспоминания, которыми поделился со мной выпускник 1969 года Баранов Валерий Федорович.
Мои читатели уже знакомы с Валерием Федоровичем  - мастером по ткачеству из крапивы. Сегодня он расскажет об одном из интересных периодов школьной жизни, о котором я услышала впервые.

Учился он в школе №20 с 6-го по 10-й класс (1964-1969гг). 
На фотографии его 10 В класс. Классный руководитель Попкова Зоя Степановна (1-й ряд, вторая справа).
 

"Прошло 50 лет как я окончил школу №20. Все выпускники, вспоминая школьные годы,
на торжественных мероприятиях говорят банальные, заученные речи, поют дифирамбы
своим учителям. Выглядит это как-то неискренне и не правдиво. Этого требует этикет и
показушная культурность. И  я так поступаю в таких случаях. Но, иногда возникает желание рассказать и вспомнить не самые приятные моменты из школьной жизни,  запомнившиеся на всю оставшуюся жизнь. Но что-то останавливает. Лучше промолчать и не теребить прошлое, тихо посидеть в уголочке, понурив взор. Некоторые факты из жизни школьников школы №20 60-х годов прошлого века уже мало кто помнит, некоторые и не хотят вспоминать, а многие просто не знают.


Расскажу про школьный кинотеатр. В конце 1965 года по школе прошла новость о том, что в школе открывается школьный кинотеатр, в котором исполнять обязанности работников будут ученики (директор, кассиры, билетеры, киномеханики). Значение кино в жизни тогдашней молодежи трудно переоценить. В кино ходили практически все: семьёй, большими дворовыми ватагами, приходили и влюбленные парочки, и случайные компании. Возле кинотеатров назначали встречи. В кино знакомились. Других развлечений просто не было. Особой популярностью пользовалось кино в ненастную погоду. Приятно было посидеть в теплом помещении, а не бродить по слякоти и сырости. Билет для детей стоил 10 копеек, для взрослых от 20 до 45 копеек в зависимости от времени сеанса и мест в зале. Кинотеатров в Саранске было немного и фильмы показывали ещё в Доме Союзов,  клубе Строителей и в некоторых других местах.
Итак, в школе решили открыть настоящий кинотеатр.  Руководящая  роль, как тогда было принято, конечно же, отводилась комитету комсомола школы.  Кто являлся инициатором этого проекта, и кто приобрел и поставил технику, я не знаю. Это была современная аппаратура, которой позавидовал бы любой клуб. Знаю только то, что школьный кинотеатр являлся филиалом кинотеатра «Юность». Фильмы доставлялись из кинотеатра «Юность», билеты были со штампом кинотеатра «Юность»  и деньги за билеты сдавали в кассу кинотеатра «Юность». В школу на киносеанс приходил сотрудник кинотеатра. Я тогда учился в 7 классе и очень хотел быть киномехаником. В деревне мой дядя работал в сельском клубе киномехаником. Летом я бывал у него в гостях. Несколько раз он брал меня с собой в кинобудку. Я восторженно наблюдал, как он ловко заряжает кинопроекторы, как четко переключает работу одного кинопроектора на другой. Обычно художественный фильм состоял из 7-10 частей кинопленки. Длительность показа 1 части примерно 10 минут. А чтобы сеанс не прерывался, необходимо было 2 кинопроектора, работающих по очереди. Пока один работает, другой заряжают очередной частью фильма.  Несколько раз дядя доверял мне заряжать кинопроектор. То есть, ещё до открытия кинотеатра в школе у меня уже был некоторый опыт работы с киноаппаратурой.
 В помещении (в то время там располагалась группа продленного дня) примыкающим к актовому залу и имевшему вход с лестничной площадки, из металла сделали кинобудку, отгородив часть помещения, пробили окошки в актовый зал. В самом зале сделали затемнение окон, повесили подъемный киноэкран, убрали часть сцены, чтобы обеспечить беспрепятственный проход в спортзал. Этот проход стал запасным выходом. Все постройки и переделки делали завхоз и учителя труда. Как их звали, я не помню, хотя когда они работали, я часто приходил посмотреть, что они делают, и интересовался назначением тех или иных конструкций.
Приближался момент открытия кинотеатра. Я и мой одноклассник Юра Зеленцов попали
в число кандидатов на роль киномехаников. Из кинотеатра пришел сотрудник, я не помню его должность, не помню, как его звали. Только помню, у него  был протез. Был он довольно грузным мужчиной,  и передвигался, тяжело опираясь на трость. Он устроил нам экзамен по теме демонстрации кино. Остался удовлетворенным нашими ответами. Поэтому других претендентов искать не стали. На заседании комитета комсомола школы сформировали и утвердили «штат» кинотеатра, придумали название, я точно не помню, возможно «Романтик». Куратор из кинотеатра «Юность» сказал, что нам необходимо пройти обучение и практику в кинотеатре. И мы с Юрой стали ходить в кинотеатр «Юность» два-три раза в неделю, где киномеханики обучали практической работе на кинопроекционном оборудовании. Ходили мы и в кинотеатр «Октябрь», там было другое оборудование, нас обучали работать и на нем. Киномеханиками в то время были почему-то только женщины, видимо из-за весьма маленькой зарплаты. Обучение и  практика продолжалась и после начала работы кинотеатра в школе. 

Помимо умения заряжать кинопленку и включать киноаппарат требовалось уметь выполнять регламентные работы по уходу за техникой (ежедневная чистка до и после сеанса кинопроекторов от пыли и удаление налетов кинопленки, на профессиональном сленге «нагара», поскольку это могло привести к воспламенению). Нужно было знать как вести рабочий журнал, записывая все свои действия во время киносеанса, заполнять формуляры кинофильмов. Уметь склеивать обрывы кинопленки, перематывать бобины кинопленки, разбираться в знаках нанесенных на начальный и конечный ракорды частей фильма. Требовалось уметь менять проекционные лампы и юстировать их. Срок службы  ламп по паспорту всего 30 часов, а если она сгорала во время киносеанса, надо было менять её за считанные  минуты. Необходимо было знать и соблюдать правила техники безопасности, электробезопасности, пожарной безопасности. Инструктажи и проверка знаний по безопасности проводились раз в 3 месяца в кинотеатре «Юность» всё время функционирования школьного кинотеатра. Кстати, требования по пожарной безопасности были очень жесткими, так как кинопленка в то время была легко воспламеняющаяся. Требовались не только теоретические, но и практические навыки. Пленку можно было тушить только с помощью кошмы (это такое войлочное одеяло), накрывая ей киноаппарат. Вот сколько всего надо было знать, а главное уметь.

 Семья Юры Зеленцова переехала в другое место жительства, и по окончании 7 класса он ушел из нашей школы. Я остался один на должности киномеханика. Приходили другие ребята и старше и младше меня, но никто надолго не оставался. Наш куратор в силу своего физического недостатка все реже и реже приходил на киносеансы, иногда к концу сеанса, иногда пропускал совсем. У меня был ключ от кинобудки, я мог заходить туда в любое время, ещё один ключ был у этого работника кинотеатра «Юность». В исполнении своих обязанностей, он должен был проверять  работу киномеханика и расписываться в журнале, как проверяющий.  Он был уверен, что я справлюсь один и его не подведу. И вот спустя год работы наш куратор сказал, что дирекция кинотеатра «Юность» подготовила ходатайство о допуске меня к экзамену в Государственную комиссию на присвоение мне рабочего разряда «Помощник киномеханика». Я успешно сдал экзамен и получил право работать самостоятельно.

 По натуре я был романтиком, ни о какой зарплате в то время и не помышлял. Мне было интересно. Билеты на киносеанс продавали из открытой и перегороженной столом двери помещения, где была построена кинобудка. Продавали девочки под присмотром кого-то из учителей. На контроле так же стояли ученики и учитель. Кинофильмы в школу привозили из кинофонда централизованно, а вот после киносеанса или, в крайнем случае, на следующее утро необходимо было отнести кинофильм в кинотеатр «Юность». А это ведь два ящика весом килограммов по 15. Обычно звонили в канцелярию школы из кинотеатра с просьбой срочно принести фильм, и несколько учеников, в том числе и меня снимали с уроков, и мы относили эти ящики втроем или вчетвером, вешали на палки, так и несли, а зимой возили на санках. Это занимало минут двадцать и мы возвращались на урок.  Вот таков был порядок работы школьного кинотеатра.

 Теперь о репертуаре киносеансов. В основном это были художественные фильмы, которые подбирались в соответствии со школьной программой по литературе, истории для разных классов. Такие как «Горе от ума», «Капитанская дочка», «Тарас Бульба», «Александр Невский», «Герой нашего времени», «Евгений Онегин», «Отцы и дети», «Поднятая целина», «Мертвые души», «Корабли штурмуют бастионы» и другие. Иногда для начальных классов демонстрировались фильмы-сказки. Один раз помню, в виде эксперимента демонстрировался только что вышедший в прокат итальянский фильм  «Брак по-итальянски», который в кинотеатрах демонстрировался с ограничениями «дети до 16 лет не допускаются». Фильм демонстрировался только для 10-классников. После просмотра в рамках полового воспитания была проведена лекция. Кроме того,  демонстрировались фильмы, приуроченные к праздникам, а в дни поведения выборов также были один или два бесплатных киносеанса (для детей и для взрослых). Всего, за неполных три года, я продемонстрировал около 200 кинофильмов.

В канун очередной годовщины Октябрьской революции в школе, как и в других советских организация, состоялось торжественное собрание. На таких собраниях обычно в конце чествовали лучших в их коллективах. Вот и у нас в школе начали вручать грамоты и подарки и объявлять благодарности учителям, сотрудникам и учащимся по разным поводам. И в самом конце с формулировкой «За активное участие в работе школьного кинотеатра» вручили грамоты:  старшей пионервожатой, секретарю комсомольской организации, сотруднику кинотеатра «Юность»  (предусмотрительно приглашенного на собрание), ученикам, исполнявшим обязанности директора кинотеатра, кассиров, билетеров, и даже активным зрителям. Я с замиранием сердца ждал, что вот сейчас назовут мою фамилию и под аплодисменты, на глазах одноклассников мне так же вручат грамоту. Но не случилось. Все грамоты были вручены, а меня так и не вызвали на сцену.

По окончании собрания я подошел к зам. директора по воспитательной работе и спросил:
"А почему мне не дали грамоту? Я ведь не просто участвую, я  РАБОТАЮ!!!".  Сказано это было эмоционально, на глазах навернулись слёзы. Зам директора спокойно сказала:
«Все кто был награжден в этом году, оканчивают школу и им эти грамоты пригодятся для поступления в университет. Может ты и прав, надо было бы и тебе грамоту дать». Несколько дней спустя старшая пионервожатая на перемене в коридоре со словами: «На, возьми», дала мне грамоту. Это был бланк спортивной грамоты, которые  продавались в отделе канцтоваров, соседнего со школой универмага,  без подписи директора школы и без школьной печати. 


Вот так был оценен первый год моей работы в кинотеатре. Но я с прежним энтузиазмом продолжал демонстрировать фильмы. Часто на перемене я приходил в кинобудку ни за чем, просто так, посмотреть на киноаппараты и помечтать об очередном киносеансе. Никакого смысла в этом не было, но меня тянуло туда. Никого постороннего в кинобудку я не пускал. Это был мой и только мой мир. Учился я, как принято говорить, «средне». Хорошо получалось с точными науками, а вот русский язык, литература, история, немецкий язык мне давались с большим трудом на «троечку». Моя мать все проблемы видела в том, что я слишком много времени бываю занят в кинотеатре и говорила, чтобы я перестал заниматься ерундой и больше времени уделял подготовке уроков. Мне приходилось иногда даже тайком от матери убегать на киносеансы. Кроме того, я увлекся радиотехникой. Мой стол дома постоянно был завален радиодеталями. Я на  помойках находил выброшенные радиоприемники и тащил их в дом, а мать постоянно все выбрасывала. Но увлечение радио я не бросал.

Напротив входа в актовый зал было помещение, в котором неизвестный мне радиолюбитель (я его ни разу не видел) оборудовал радиоузел. Там была радиостанция,
студийный магнитофон и много другой радиотехники. Но он почему то ушёл, я даже не знаю когда. Несколько лет это помещение было закрыто мы и  не знали что там находиться. И вот,  когда я учился в 9 классе, у руководства школы возникла идея, помимо кинотеатра в школе организовать ещё и радиостудию. Я, как большой любитель всякой техники, так же влился в состав радиостудии, не бросая работу в кинотеатре (ведь было всего два сеанса в неделю).  Примерно 10 человек начали работу в радиостудии. Я и ещё 2 человека занимались техническим обеспечением. Устанавливали микрофоны на сцене актового зала, когда проходили собрания и концерты, подключали музыкальные электроинструменты для выступающих самодеятельных артистов. В составе радиостудии ещё были дикторы, редакторы, сценаристы, музыкальные редакторы. Мы в классах, где занимались старшеклассники, установили репродукторы, в коридоре 3 этажа повесили уличный репродуктор. Под руководством зам. директора по воспитательной работе было подготовлено и ретранслировано несколько радиопередач. Была интересная творческая работа. Но в связи с  плохим техническим оснащением (усилитель работал нестабильно, репродукторы были маломощные) слышно было плохо, радиостудия начала чахнуть. Пытались делать радиопередачи со сцены, похожие на спектакль. Меня это не увлекало, поскольку мне интересна была радиотехника.

Это случилось  весной, я тогда оканчивал 9 класс. Однажды в дверях радиоузла сломался замок. Я взялся его чинить. У учителя труда попросил  инструмент, среди которого был коловорот (инструмент  для сверления отверстий). Я ремонтировал замок, инструмент лежал на подоконнике перед дверью. Закончилась вторая смена, школа опустела, я чинил замок один.  Вход в школу в те времена был беспрепятственный, двери запирались только на ночь сторожем. Вдруг ко мне подошли трое известных школьных хулиганов. Хотя они учились классом младше, но несколько раз были оставлены на второй год и по возрасту были старше меня. Они были пьяные. Начали дурачиться, схватили коловорот и стали имитировать сверление друг  друга и тыкать в меня. Я сильно испугался. О них ходила дурная молва. Можно было ожидать чего угодно. Затем они просверлили несколько отверстий в дверях, здравпункта, который находился рядом с радиоузлом, и в дверях актового зала.  Я молча, боясь последствий, наблюдал за этим вандализмом. Накуражившись вдоволь, они ушли. Я собрал инструмент, отнес учителю труда. На следующий день за мной в класс пришла дежурная учительница  и велела идти в кабинет директора.
Я вошел в кабинет. Там был учитель труда, медсестра и зам директора по воспитательной работе. Я приготовился оправдываться, но директор, ничего не спросив, не дав сказать,  вскочила со стула и закричала: «Ключи на стол!!!». Я положил на стол ключи от радиоузла. «И от кинобудки», кричала она. Я отдал и ключи от кинобудки. Открыл рот, пытаясь оправдаться,  но директор вновь закричала: «Вон отсюда!!!». Я вышел из кабинета, а меня встречают те самые хулиганы, которые сверлили двери: «Ты о нас что-то сказал?». «Нет», ответил я, и  они удовлетворенные ушли. Вот так в одно мгновение меня лишили моей мечты. Шли дни, и я ждал, надеялся и верил, что директор разберется, кто испортил двери и всё станет по-прежнему. Удивительно, но никто, ни зам. директора по воспитательной работе, ни классный руководитель, ни комитет комсомола, ни работники кинотеатра «Юность», ни учитель труда не пытались даже спросить меня, как было дело, и кто на самом деле и зачем просверлил двери. Всем почему-то  картина произошедшего была ясна - кто же мог просверлить двери кроме меня, ведь коловорот у учителя труда брал я.  Мне кажется, директор всё же разобралась в этом деле, поскольку никаких наказаний не последовало, но признать свою неправоту она не захотела. Своим одноклассникам я, конечно, всё рассказал, но это выглядело скорее как жалоба и оправдание, а не пояснение картины произошедшего.
Когда осенью я пришел учиться в 10 класс, у меня сильно заболела спина, (проблемы с позвоночником после давней травмы). Мне даже дали освобождение от физкультуры и таскать тяжелые ящики с фильмами я  уже не смог бы. Так что всё совпало. Несколько раз я заглядывал в кинобудку, когда проходили мероприятия в актовом зале, там были незнакомые мне люди (учащиеся и взрослые), что они там делали, было непонятно,  я с сожалением заметил в углу бутылки из под вина.  Киномехаников так и не подготовили, как понятно из вышеизложенного это не так и просто. Несколько сеансов отработали штатные киномеханики кинотеатра «Юность», но им видимо за дополнительную работу не доплачивали и они приходили с большой неохотой. И кинотеатр перестал функционировать.
Спустя 10 лет, я был на вечере встречи с выпускниками, заглянул в комнату, где была кинобудка, там уже ничего не было, и ничто не напоминало о школьном кинотеатре.

 Вот такую грустную историю поведал мне Валерий Федорович. Она очень поучительна. Обида на несправедливое наказание взрослых, побоявшихся признать свою ошибку, поселилась в душе ребенка и оставалась там все эти долгие годы.  Грустно.

7 комментариев:

Риточка комментирует...

Да, грустная история. Интересно, какую профессию он выбрал?

Валюня комментирует...

Рита, только что встречалась с Валерием Федоровичем и спросила его. Он инженер-электронщик.

Валюня комментирует...

Рита, только что встречалась с Валерием Федоровичем и спросила его. Он инженер-электронщик.

Риточка комментирует...

Приблизительно так и думала ))

Ирина(Ирика) комментирует...

Очень интересные воспоминания!!!Целая страничка из жизни!

Unknown комментирует...

Благодарю,читала...вспоминая свои школьные годы, много всего было. И радостного и грустного. Целый мир.

Нелли комментирует...

На юбилее школы №20 , это круглая дата 60 лет, я встретилась на торжественном мероприятии в Саранске в РДК. сВ.Ф. Барановым. А вернее у нас были рядом места в пригласительных. Одним словом был вечер воспоминаний. Концерт был замечательный, только жаль выпускников 1967г. было два человека, я и подруга Люся.