пятница, 5 мая 2017 г.

Моя Мордовия. Темниковский район. ПУрдошки.


 Пурдошки – самое большое село Темниковского района. Население  850 человек (2010), русские. Расположено  на берегу Мокши.
  На­зва­ние-ан­тро­по­ним: от до­хри­сти­ан­ско­го мор­дов­ско­го имени Пур­дош (Пур­дыш). 



Население занималось земледелием, скотоводством, бортничеством и ремеслами, из которых особенно развито было гончарное производство. Этому способствовали залежи глины в окрестностях села. Пурдошанские горшечники обеспечивали гончарными изделиями (горшки, жаровни, чашки, трубы, детские игрушки, пряслины, кувшины) Темниковский и Краснослободский уезды.

О пурдошанском гончарном и игрушечном промысле свидетельствует краевед Н.В.Прозин в книге "Город Краснослободск и Краснослободский уезд в 1867 году": ...село Пурдошки, исключая хлебопашества, как самого важного занятия обывателей всех сельских поселений России, промышляет глиняными изделиями. Здесь обжигают из глины горшки всяких форм и размеров, выделываются кувшины и вся домашняя посуда. Во время майской ярмарки в Краснослободске, называемой "ярило", из Пурдошек привозится много глиняных игрушек...

Позже, в 19 веке, местную глину вывозили в поселок Ивановка на фаянсовую фабрику Н. И. Янгалычева.

Росту товарно-денежных отношений способствовали ярмарки. Пурдошанские купцы и ремесленники продавали на них свои товары.
 


 Большим богатством выделялись купцы Редькины. Они владели известковым производством. Добытый камень-известняк обжигали в специальных печах несколько суток, получая негашеную известь, которую продавали не только в селе. Ее везли на продажу в Краснослободск и Темниковский уезд. Камень-известняк в сыром виде охотно покупали крестьяне для постройки амбаров, погребов, подвалов, а также для фундамента домов. Все это давало хозяевам большие доходы.

Купцы Чернышовы в центре села построили 2-этажный трактир.

Купцы Сафоновы вели торговлю калачами.

Купцы Хоркины Федор и Иван торговали солью, кондитерскими изделиями, ситцем, сбруей для лошадей. Кроме того, в центре села они построили чайную, где торговали водкой, что приносило им огромные доходы.

Болдины построили в селе первую паровую мельницу и маслобойку, им последовали Сафоновы.

Село Пур­до­шки, сло­жив­ше­е­ся в конце XVI – начале XVII веков из трех по­се­ле­ний (рус­ско­го села Пур­до­шки, мор­дов­ской де­рев­ни Малое Пур­дыш­ко­во, рус­ской де­рев­ни Ис­ей-Гиль­де­ев По­чи­нок), из­вест­но в ис­то­рии тем, что при этом селе воз­ник пер­вый в мор­дов­ском крае мо­на­стырь –  мужской Рождество-Богородицкий  (1591–1764).

  недействующий монастырь  Краснослободской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе  Пурдошки.

 Мужской монастырь основан старцем Иринархом в 1580-х годах и утвержден в статусе официальной обители в 1591. Монастырь располагался … «в Темниковском крае, на р. Мокше, близ трех деревень — русских Пурдошек и Меньшего Пурдышкова и мордовской Малые Пурдошки, Тотушево тож».

 В XV-XVII веках на монастыри возлагались большие надежды в деле христианизации инородческого населения. В первые десятилетия своего существования пустынь крестила окрестную мордву и татар. В документах есть немало свидетельств многочисленных стычек монастырской братии с местным населением. В такой обстановке поднимался на ноги новый монастырь.


В 16 веке в Пурдошках была построена первая судоверфь.  К сожалению, она не сохранилась до наших дней - в 1764 году отряды Емельяна Пугачёва сожгли её.
Монахи  Рождество-Богородицкого монастыря начали первыми профессионально перерабатывать лес и строить баржи двух типов. Сначала это были плоскодонные «пурдошанки» - метров тридцать длины, пять - шесть ширины. Такая баржа брала до шестидесяти тонн груза. Тащили её обычно двадцать три бурлака. После «пурдошанок» монастырь перешел к строительству более крупного судна «мокшанке». Она была в два раза длиннее прежней (до 60 метров) и брала уже до ста тонн груза. Судоходство по р. Мокша прекратилось в середине XX века.

Пурдошанский торг до середины XVII века был одним из крупнейших торгов того времени. В XVI - начале XVII века на торг в слободу Пурдошевского монастыря съезжались купцы из городов Мурома, Владимира, Кадома, Елатьмы, Новгорода, Пскова, Твери, Рязани, Казани, Темникова и других мест. Крестьяне окрестных сёл и деревень везли всё, что нужно было для растущих потребностей монастырского хозяйства. Продавались продукты земледелия, животноводства, бортничества, рыболовства и охоты. Все таможенные сборы шли в пользу монастыря.

 По грамоте царя Михаила Фёдоровича, с разного вида товаров, привозимых в Пурдошки или провозимые через Пурдошки, а также с товаров, сплавляемых мимо села по Мокше взимали таможенные сборы. Например, за проследование мимо пустыни по реке большого судна размерами не менее 9 саженей в длину купцы платили полтинник. Право таможенных сборов -  это золотое дно монастыря. Право обители на сборы таможенных денег продержалось до 1699 года, когда оно было аннулировано царём Петром Алексеевичем. По именному указу Петра Первого в Пурдошках был учреждён другой таможенный пост, собиравший пошлины уже для государевой казны.


 В конце XVII века при бывшем монастырском храме Рождества Пресвятой Богородицы образовалась женская община или богадельная, которая стала называться Рождественской Богадельней Краснослободской десятины Починковской. В 1700 году Пурдошевский монастырь назван общим мужским и женским, то есть рядом на одной усадьбе один храм стал храмом с. Пурдошек и вместе Рождественской женской богадельней, а другой остался во владении монахов. Женская обитель не могла утвердиться прочно из-за внешних неблагоприятных условий, близким соседством с мужским монастырём, слуги и крестьяне которого вели себя бесчинно. В 18 веке она была упразднена.


 Сегодня в селе Пурдошки уже ничто не напоминает о монастыре, память о котором изгладилась в обществе ещё сто лет назад, но жители Пурдошек знают: их многолюдное и крепкое село выросло и громко о себе заявило благодаря объединительной роли монахов, десятилетиями собиравших под своё крыло крестьян, торговцев, ремесленников. Не было бы монастыря -  не было бы Пурдошек, вместо которых стояла бы сейчас малая деревушка. Или ничего бы уже ни стояло: сколько их, неперспективных сёл и деревень, растаяло в пучине времени.


 За 400 лет своей ис­то­рии село знало шесть хра­мов, в том числе че­ты­ре мо­на­стыр­ских. По­след­ние по вре­ме­ни воз­ве­де­ния были при­ход­ская ка­мен­ная Рож­де­ство-Бо­го­ро­диц­кая цер­ковь с Ни­коль­ским и Сав­во-Сто­ро­жев­ским при­де­ла­ми (1796) и клад­би­щен­ская ка­мен­ная Успен­ская с Пет­ро­пав­лов­ским при­де­лом (1820).

В 1820 году вместо обветшавшей сельской кладбищенской церкви пурдошевцы поставили каменную Успенскую церковь с приделом во имя апостолов Петра и Павла. Двусветный одноглавый четверик с трапезной и колокольней, построен в классическом стиле. Главный престол Успенский, второй - Петропавловский.

В 1930-х церковь была закрыта, колокольня и венчания сломаны. Использовали церковь, как товарный склад. С 1975 года по 1991 в храме располагался лимонадный цех.






  
В 1992 году церковь возвращена верующим в тяжелом состоянии. В настоящее время восстанавливается приходом. Заново освящена как Петропавловская.  Её зимний предел был освящен в честь Рождества Богородицы, в память о разрушенном соборном храме.


 









В прошлом году начали возведение колокольни - фото из интернета.


 
Это фотография Александра Карасева, сделанная в этом году - колокольня полностью отстроена.



Современное село уютное, зеленое. Пустующих домов практически нет. Все машины, которые мы встретили возле домов были 52 региона, т.е. Нижегородские. Ни одной мордовской. Это значит, что или дома скуплены жителями Сарова под дачи или пурдошане обосновались там и приезжают к родителям на выходные.



Я, конечно же, выбрала самые старенькие, с историей.


Школа.


Больница.


Парк.


Дом культуры.



Темниковский район выделяется среди других очень высокими обелисками в честь павших земляков.





Памятник Ленину. К сожалению, состояние его ужасное, но как это было красиво и солидно в былые годы. Подобных трибун больше не встречали нигде в Мордовии.



Пурдошки показались нам очень похожи на южный курортный поселок. Много солнца и зелени, прогуливающиеся по улицам лошади; Мокша, протекающая через село, песчаные пляжи; отдыхающие, в купальниках и босиком идущие к воде; молодежь, катающаяся на водных лыжах по реке...




Нет, не зря Саровцы облюбовали этот уютный уголок.

ние рус­ское, ок. 1200 чел. Село Пур­до­шки, сло­жив­ше­е­ся в конце XVI – нач. XVII в. из трех по­се­ле­ний (рус­ско­го села Пур­до­шки, мор­дов­ской де­рев­ни Малое Пур­дыш­ко­во, рус­ской де­рев­ни Ис­ей-Гиль­де­ев По­чи­нок), из­вест­но в ис­то­рии тем, что при этом селе воз­ник пер­вый в мор­дов­ском крае мо­на­стырь – муж­ской Рож­де­ство-Бо­го­ро­диц­кий (1591–1764). При муж­ском мо­на­сты­ре со­сто­я­ла жен­ская бо­га­дель­ня, пре­вра­тив­ша­я­ся со вре­ме­нем в жен­ский По­чин­ков­ский мо­на­стырь (упразд­нен в XVIII в.) На­се­ле­ние в конце XIX века — 5100 чел. Пур­до­шки имели боль­шое зна­че­ние для раз­ви­тия мест­ной куль­ту­ры и эко­но­ми­ки (Пур­до­шев­ская при­стань на про­тя­же­нии 150 лет была важ­ней­шей пе­ре­ва­лоч­ной то­вар­ной базой Сред­не­го При­мок­ша­нья, поль­зо­ва­лась ши­ро­кой из­вест­но­стью Пур­до­шев­ская опто­вая яр­мар­ка). За 400 лет своей ис­то­рии село знало шесть хра­мов, в т. ч. че­ты­ре мо­на­стыр­ских. По­след­ние по вре­ме­ни воз­ве­де­ния были при­ход­ская ка­мен­ная Рож­де­ство-Бо­го­ро­диц­кая цер­ковь с Ни­коль­ским и Сав­во-Сто­ро­жев­ским при­де­ла­ми (1796) и клад­би­щен­ская ка­мен­ная Успен­ская с Пет­ро­пав­лов­ским при­де­лом (1820). В при­ход вхо­ди­ли, кроме села, д. Ста­рые Шалы, Новые Шалы, Мор­дов­ское Ко­ри­но. Рож­де­ство-Бо­го­ро­диц­кая цер­ковь по­гиб­ла в XX в. Успен­ская (клад­би­щен­ская) уце­ле­ла и в на­сто­я­щее время, по мере воз­мож­но­сти, вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся при­хо­дом. За­но­во освя­ще­на как Пет­ро­пав­лов­ская, а её зим­ний пре­дел был освя­щен в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, в па­мять о раз­ру­шен­ном со­бор­ном храме. Рас­по­ло­же­но на левом бе­ре­гу Мокши,портала МЧС Медиа

5 комментариев:

Людмила комментирует...

Валя, очень интересно про промыслы в старые времена. А теперь как дела обстоят? Судя по тому, что это теперь курортное место , ни меда, ни глины... Жаль. Очень люблю крестьянские глиняные изделия

Unknown комментирует...

Нет ли Олькиных или Цеповых из этого села?

Анонимный комментирует...

Про Кудрявцевых из этого села кто-то знает, слышал?

Анонимный комментирует...

А может быть кто-то что нибудь знает про Акимовых?

Юлия Жерноклеева комментирует...

А может есть информация про Жерноклеевых? Буду благодарна.