Пурдошки – самое большое село Темниковского района. Население 850 человек (2010), русские. Расположено на берегу Мокши.
Название-антропоним: от дохристианского мордовского имени Пурдош (Пурдыш).
Название-антропоним: от дохристианского мордовского имени Пурдош (Пурдыш).
Население занималось земледелием, скотоводством, бортничеством и ремеслами, из которых особенно развито было гончарное производство. Этому способствовали залежи глины в окрестностях села. Пурдошанские горшечники обеспечивали гончарными изделиями (горшки, жаровни, чашки, трубы, детские игрушки, пряслины, кувшины) Темниковский и Краснослободский уезды.
О пурдошанском гончарном и игрушечном промысле свидетельствует краевед Н.В.Прозин в книге "Город Краснослободск и Краснослободский уезд в 1867 году": ...село Пурдошки, исключая хлебопашества, как самого важного занятия обывателей всех сельских поселений России, промышляет глиняными изделиями. Здесь обжигают из глины горшки всяких форм и размеров, выделываются кувшины и вся домашняя посуда. Во время майской ярмарки в Краснослободске, называемой "ярило", из Пурдошек привозится много глиняных игрушек...
Позже, в 19 веке, местную глину вывозили в поселок Ивановка на фаянсовую фабрику Н. И. Янгалычева.
Росту товарно-денежных отношений способствовали ярмарки. Пурдошанские купцы и ремесленники продавали на них свои товары.
О пурдошанском гончарном и игрушечном промысле свидетельствует краевед Н.В.Прозин в книге "Город Краснослободск и Краснослободский уезд в 1867 году": ...село Пурдошки, исключая хлебопашества, как самого важного занятия обывателей всех сельских поселений России, промышляет глиняными изделиями. Здесь обжигают из глины горшки всяких форм и размеров, выделываются кувшины и вся домашняя посуда. Во время майской ярмарки в Краснослободске, называемой "ярило", из Пурдошек привозится много глиняных игрушек...
Позже, в 19 веке, местную глину вывозили в поселок Ивановка на фаянсовую фабрику Н. И. Янгалычева.
Росту товарно-денежных отношений способствовали ярмарки. Пурдошанские купцы и ремесленники продавали на них свои товары.
Большим богатством выделялись купцы Редькины. Они владели известковым производством. Добытый камень-известняк обжигали в специальных печах несколько суток, получая негашеную известь, которую продавали не только в селе. Ее везли на продажу в Краснослободск и Темниковский уезд. Камень-известняк в сыром виде охотно покупали крестьяне для постройки амбаров, погребов, подвалов, а также для фундамента домов. Все это давало хозяевам большие доходы.
Купцы Чернышовы в центре села построили 2-этажный трактир.
Купцы Сафоновы вели торговлю калачами.
Купцы Хоркины Федор и Иван торговали солью, кондитерскими изделиями, ситцем, сбруей для лошадей. Кроме того, в центре села они построили чайную, где торговали водкой, что приносило им огромные доходы.
Болдины построили в селе первую паровую мельницу и маслобойку, им последовали Сафоновы.
Село Пурдошки, сложившееся в конце XVI – начале XVII веков из трех поселений (русского села Пурдошки, мордовской деревни Малое Пурдышково, русской деревни Исей-Гильдеев Починок), известно в истории тем, что при этом селе возник первый в мордовском крае монастырь – мужской Рождество-Богородицкий (1591–1764).
недействующий монастырь Краснослободской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Пурдошки.
Мужской монастырь основан старцем Иринархом в 1580-х годах и утвержден в статусе официальной обители в 1591. Монастырь располагался … «в Темниковском крае, на р. Мокше, близ трех деревень — русских Пурдошек и Меньшего Пурдышкова и мордовской Малые Пурдошки, Тотушево тож».
В XV-XVII веках на монастыри возлагались большие надежды в деле христианизации инородческого населения. В первые десятилетия своего существования пустынь крестила окрестную мордву и татар. В документах есть немало свидетельств многочисленных стычек монастырской братии с местным населением. В такой обстановке поднимался на ноги новый монастырь.
В 16 веке в Пурдошках была построена первая судоверфь. К сожалению, она не сохранилась до наших дней - в 1764 году отряды Емельяна Пугачёва сожгли её.
Монахи Рождество-Богородицкого монастыря начали первыми профессионально перерабатывать лес и строить баржи двух типов. Сначала это были плоскодонные «пурдошанки» - метров тридцать длины, пять - шесть ширины. Такая баржа брала до шестидесяти тонн груза. Тащили её обычно двадцать три бурлака. После «пурдошанок» монастырь перешел к строительству более крупного судна «мокшанке». Она была в два раза длиннее прежней (до 60 метров) и брала уже до ста тонн груза. Судоходство по р. Мокша прекратилось в середине XX века.
Пурдошанский торг до середины XVII века был одним из крупнейших торгов того времени. В XVI - начале XVII века на торг в слободу Пурдошевского монастыря съезжались купцы из городов Мурома, Владимира, Кадома, Елатьмы, Новгорода, Пскова, Твери, Рязани, Казани, Темникова и других мест. Крестьяне окрестных сёл и деревень везли всё, что нужно было для растущих потребностей монастырского хозяйства. Продавались продукты земледелия, животноводства, бортничества, рыболовства и охоты. Все таможенные сборы шли в пользу монастыря.
По грамоте царя Михаила Фёдоровича, с разного вида товаров, привозимых в Пурдошки или провозимые через Пурдошки, а также с товаров, сплавляемых мимо села по Мокше взимали таможенные сборы. Например, за проследование мимо пустыни по реке большого судна размерами не менее 9 саженей в длину купцы платили полтинник. Право таможенных сборов - это золотое дно монастыря. Право обители на сборы таможенных денег продержалось до 1699 года, когда оно было аннулировано царём Петром Алексеевичем. По именному указу Петра Первого в Пурдошках был учреждён другой таможенный пост, собиравший пошлины уже для государевой казны.
В конце XVII века при бывшем монастырском храме Рождества Пресвятой Богородицы образовалась женская община или богадельная, которая стала называться Рождественской Богадельней Краснослободской десятины Починковской. В 1700 году Пурдошевский монастырь назван общим мужским и женским, то есть рядом на одной усадьбе один храм стал храмом с. Пурдошек и вместе Рождественской женской богадельней, а другой остался во владении монахов. Женская обитель не могла утвердиться прочно из-за внешних неблагоприятных условий, близким соседством с мужским монастырём, слуги и крестьяне которого вели себя бесчинно. В 18 веке она была упразднена.
Сегодня в селе Пурдошки уже ничто не напоминает о монастыре, память о котором изгладилась в обществе ещё сто лет назад, но жители Пурдошек знают: их многолюдное и крепкое село выросло и громко о себе заявило благодаря объединительной роли монахов, десятилетиями собиравших под своё крыло крестьян, торговцев, ремесленников. Не было бы монастыря - не было бы Пурдошек, вместо которых стояла бы сейчас малая деревушка. Или ничего бы уже ни стояло: сколько их, неперспективных сёл и деревень, растаяло в пучине времени.
За 400 лет своей истории село знало шесть храмов, в том числе четыре монастырских. Последние по времени возведения были приходская каменная Рождество-Богородицкая церковь с Никольским и Савво-Сторожевским приделами (1796) и кладбищенская каменная Успенская с Петропавловским приделом (1820).
В 1820 году вместо обветшавшей сельской кладбищенской церкви пурдошевцы поставили каменную Успенскую церковь с приделом во имя апостолов Петра и Павла. Двусветный одноглавый четверик с трапезной и колокольней, построен в классическом стиле. Главный престол Успенский, второй - Петропавловский.
В 1930-х церковь была закрыта, колокольня и венчания сломаны. Использовали церковь, как товарный склад. С 1975 года по 1991 в храме располагался лимонадный цех.
В 1992 году церковь возвращена верующим в тяжелом состоянии. В настоящее время восстанавливается приходом. Заново освящена как Петропавловская. Её зимний предел был освящен в честь Рождества Богородицы, в память о разрушенном соборном храме.
В прошлом году начали возведение колокольни - фото из интернета.
Это фотография Александра Карасева, сделанная в этом году - колокольня полностью отстроена.
Я, конечно же, выбрала самые старенькие, с историей.
Школа.
Больница.
Парк.
Дом культуры.
Темниковский район выделяется среди других очень высокими обелисками в честь павших земляков.
Памятник Ленину. К сожалению, состояние его ужасное, но как это было красиво и солидно в былые годы. Подобных трибун больше не встречали нигде в Мордовии.
Пурдошки показались нам очень похожи на южный курортный поселок. Много солнца и зелени, прогуливающиеся по улицам лошади; Мокша, протекающая через село, песчаные пляжи; отдыхающие, в купальниках и босиком идущие к воде; молодежь, катающаяся на водных лыжах по реке...
Нет, не зря Саровцы облюбовали этот уютный уголок.
Валя, очень интересно про промыслы в старые времена. А теперь как дела обстоят? Судя по тому, что это теперь курортное место , ни меда, ни глины... Жаль. Очень люблю крестьянские глиняные изделия
ОтветитьУдалитьНет ли Олькиных или Цеповых из этого села?
ОтветитьУдалитьПро Кудрявцевых из этого села кто-то знает, слышал?
ОтветитьУдалитьА может быть кто-то что нибудь знает про Акимовых?
ОтветитьУдалитьА может есть информация про Жерноклеевых? Буду благодарна.
ОтветитьУдалить