Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале,
был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а
стар стал, пеленаться стал». Эту загадку в старые годы мог отгадать
каждый житель села Сухой Карсун.
Герой загадки — обычный печной горшок.
На его примере можно
проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать
керамическим изделием. «Копанцами» деревенские гончары называли яму
или карьер, где добывали глину. С копанца глина попадала на «топанец» —
ровное место во дворе или избе, где ее топтали ногами, тщательно
разминая и выбирая попавшие в нее камушки. После такой обработки глина
поступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала
форму горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок
окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где
после обжига он становился твердым как камень. Но чтобы горшок не
впитывал влагу, он должен был побывать «на обваре». Для этого его в
горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку.
Во второй части загадки образно и кратко показана
дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Вряд ли стоит специально
объяснять, как печной горшок «людей кормил», а вот почему он в
старости «пеленаться стал», современному человеку вряд ли понятно.
Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые
треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты,
словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли
служить еще долгие годы.
Сухой Карсун был основан как один из важнейших
центров по
добыче глины, потому что около села находилось месторождение красных гончарных глин
хорошего качества. Именно на базе этого месторождения и возник
знаменитый гончарный промысел. История Сухокарсунского гончарного
промысла насчитывает не одно столетие.
В 19 веке село Сухой Карсун Карсунского уезда считалось самым
крупным центром гончарного производства Симбирской губернии. Здесь всё мужское население
занималось гончарным производством. Ассортимент изделий был весьма
широк: квашенки, горшки, кувшины...
До 1960-х годов кустари и ремесленники
были объединены в промысловую кооперацию и, вплоть до распада СССР здесь велась добыча, продажа, переработка
глиняных изделий.
Активно развивалась торговля, вплоть до конца XIX века в селе устраивались ярмарки глиняных изделий, многие ремесленники на лошадях ездили торговать в Казань, Горький и в другие близлежащие города и поселения.
В 1960-х годах прошлого века в Сухом Карсуне проживало порядка 3000 человек. Был построен кирпичный завод, 3 детских сада, школа, столовая, клуб, комплекс по переработке древесных материалов. Была построена система водопровода и колонок. Активно начала развиваться лесохозяйственная промышленность. В начале 1970-х годов в посёлке появилась своя пожарная часть и медицинская часть. С начала 1970-х до конца 1980-х годов были проведены асфальтовые и бетонные покрытия, тротуары. После распада СССР в посёлке начался упадок. К концу 90-х годов XX века закрылся кирпичный завод, остановилась вся лесная промышленность. В 1999 году закрылась школа. Численность населения упала с 3000 до 500 человек.
Сейчас гончарный промысел в Карсуне
практически прекратил своё существование - остался только один мастер - Виктор Александрович Чекуряев.
Но! В 2002 году в посёлке
был открыт Дом гончарного промысла, где работает кружок для сельских ребят, осваивающих навыки старинного гончарного ремесла. А с 2009 года организован музей гончарного дела.
Руководит всем этим хозяйством Ольга Николаевна Андреева. Еще о ней интересно написано здесь.
Дом-музей оформлен по подобию домов, в которых жили и работали мастера-горшечники. Горшки обычно делали в той же избе, где жила семья - в одной комнате жили, вторая шла под мастерскую.
Мастерская удивительная - здесь собраны старинные деревянные ножные гончарные круги.
Конечно же мы не смогли устоять и не покрутить эти круги.
Это место мастера - здесь он сидит, отсюда ему видны все круги и все дети.
Вот так непросто приходится мастеру.
На полатях под потолком сушили готовые изделия.
Слева на фото - керамическая труба. Такие раньше делали местные мастера. Справа - керамическая деталь самогонного аппарата.
Такая же труба на крыше соседнего дома.
Для обжига готовых изделий с селе существовало несколько горнов - один на 2-3 семьи. Сейчас их осталось только два. И, если судить по тому факту, что горн из села Сухой Карсун поставлен на учет как памятник культурного наследия, осталось их совсем мало.
Нам посчастливилось увидеть подобный горн своими глазами.
Существует множество
конструкций горнов, но, пожалуй, самый простой — двухкамерный горн.
Камеры его разделены колосниковой решеткой: в верхней размещаются
изделия, а в нижней — топка.
Температура в гончарном горне достигается выше
900°С. Изделия находятся в специальной камере.
Горн загружают через люк, находящийся сверху. Сначала на колосники
ставят крупную посуду, потом среднего размера, а на самый верх
укладывают всякую мелочь. Люк, через который загружается горн,
прикрывают листом железа и черепками.
В течение нескольких часов печь
прогревается на малом огне, затем постепенно жар усиливают. Когда
температура перевалит за 900°С, изделия раскаляются и начинают светиться
оранжево-красным светом. Чтобы обжечь игрушки, достаточно всего 3—4
часа, а для посуды и других крупных изделий требуется не менее 12 часов.
Обычно обжиг начинается утром и кончается вечером. В течение ночи горн
вместе с изделиями остывает, а утром его можно уже разгружать.
Сухокарсунские мастера всегда покрывали свои изделия самодельной свинцовой глазурью.
Для этого специально плавили свинец, постепенно
его помешивая и получая порошок светло-коричневого или салатного цвета. Это котел для плавления свинца.
Эту фотографию я взяла в интернете.
Готовые изделия загружали в телеги обшитые лубом, перекладывали соломой и везли продавать.
Мы тоже купили у мастера разных изделий - горшки для запекания, кувшины, вазы, ... Даже два изделия из шамотной глины.
Хозяева пригласили нас приехать в марте, когда наделанные за зиму изделия обжигают. Вот тогда можно увидеть все многообразие местной керамики. Кстати, она сильно отличается от той, что делают наши местные гончары. Сухокарсунская керамика не идеальна по внешнему виду, но она живая, настоящая, из детства.
Это коллекция посуды Сухокарсунских мастеров в экспозиции художественно-краеведческого музея поселка Карсун.
А еще, я хочу поблагодарить за гостеприимство Ольгу Александровну и ее дочку Свету, которые уделили нам столько времени, сколько мы захотели, показали все, что мы просили, пригласили в гости, напоили чаем с повидлом из калины.
Абсолютно бескорыстные, добрейшие, открытые люди! Спасибо вам!
(Фотоаппарат после мороза не хотел оттаивать -
фото из тумана )
P.S. В феврале 2016 года умер последний сельский мастер.
3 комментария:
Надо же, как все интересно!!!И здорово, что ребят учат и музей организовали!А про загадку вообще даже не подумала, что это про горшок!!! И какой трудоёмкий это труд, а со свинцом вообще вредный!
Жаль,что деревня с таким ремеслом вымирает(((
Но хорошо,что остаются такие деятельные люби,организовавшие кружок.Есть кому передать секреты мастерства,а детки уже своих детей смогут научить,ну или хотя бы рассказать)))
Интересный процесс обжига.
У меня ,когда место для костра сделала на даче, при сжигании старых веток попалось несколько комков глины,она после остывания костра как камень была))Можно летом попробовать слепить что-нибудь и обжечь)))
Оооооооооочень интересный рассказ!!!!! Как будто сама побывала в этой деревеньке;) Просто мечтаю раздобыть в свой музейчик пару таких горшочков;)
Отправить комментарий