Раськень
Озкс "народное моление" – древний эрзянский обряд обращения к Инешкипазу
(Творцу) с просьбой об
урожайности и плодородии земли, о здоровье и благополучии для всех людей. Здесь собравшиеся поминают своих предков и решают насущные проблемы.
Проводятся моления на месте древнего поклонения предкам - эрзянском кургане в селе Чукалы Большеигнатовского района.
урожайности и плодородии земли, о здоровье и благополучии для всех людей. Здесь собравшиеся поминают своих предков и решают насущные проблемы.
Проводятся моления на месте древнего поклонения предкам - эрзянском кургане в селе Чукалы Большеигнатовского района.
Место выбрано не случайно. По рассказам старейшин, на этом месте
захоронены около 11 тысяч воинов: эрзян, марийцев, чувашей, удмуртов, после
битвы с ногайцами. Братская могила выполнена в виде кургана (Мара), под
курганом каменный саркофаг с останками.
Место достаточно удаленное, скрытое от посторонних глаз и способное принять большое число участников.
Накануне весь день шел дождь. Дорога превратилась в грязное месиво и организаторы проделали большую работу, чтобы привести ее в приличное состояние - два трактора работали все утро.
По программе я и буду рассказывать:
1- зажжение Раськень Пазонь Штатола - свечи (высота около 3 метров, масса около 300 килограмм), обряд моления;
Над полем призывно звучит торама, мероприятие начинается.
Ведущие приветствуют всех собравшихся на моление и приглашают на Мар старейшин.
Сразу же у входа на поляну можно было познакомиться со схемой места проведения праздника и его программой.
По программе я и буду рассказывать:
1- зажжение Раськень Пазонь Штатола - свечи (высота около 3 метров, масса около 300 килограмм), обряд моления;
Над полем призывно звучит торама, мероприятие начинается.
Ведущие приветствуют всех собравшихся на моление и приглашают на Мар старейшин.
От родовой свечи вспыхивает огонь Раськень Пазонь Штатола - символ надежды и единения эрзянского народа.
2 - явление на Мар выдающихся исторических деятелей народа Эрзя;
На
Мар поочередно приглашаются выдающиеся представители эрзянского народа. Каждый из
них обратился к присутствующим с приветственным словом.
Эти приветствия произносились под фонограмму и разносились громко и торжественно по всей поляне. Это было плюсом, и было красиво.
3 - обозначение границ Мара сохой;
Следующий этап праздника - символическое опахивание Мара сохой. Очерчивается круг - бесконечность дороги Инешкипаза в жизни, созданной им.
4 - обряд обновления Мара
Уникален порядок обновления Мара (кургана). Каждый гость привозил с собой несколько горстей земли с места жительства
и, обходя Мар по ходу солнца, рассыпал её.
А потом, взявшись за руки, сотни людей образовали огромный хоровод, постепенно закручивая спираль за спиралью.
5 - Хоровод
Это символизирует
единство эрзян вне зависимости от места проживания.
Этим хороводом-шествием
заканчивается официальная часть Раськень Озкса.
Честно сказать, я не надеялась, что хоровод получится - ведь поляна огромная (примерно 240х170). Но он все увеличивался и увеличивался в размерах!
Это было замечательно! Огромное количество людей объединились и с гордостью прошли в этом красивом хороводе.
Начала закручиваться спираль.
И это была только часть людей, присутствующих на поляне.
6 - проведение Совета старейшин «Атянь Эзем» – о состоянии эрзянского народа и её культуры;
Здесь я смогла пробыть не больше пяти минут - говорили только на эрзянском.
7 - выступления песенных коллективов;
Концерт я не смотрела, только выступление "Торамы" - надо было успеть увидеть еще и другие развлечения.
"Тораму" очень люблю. Получила удовольствие от их выступления. И это гораздо интереснее и впечатлительнее, чем концерт в зале.
Ребята из ансамбля "Морданс" ждут своей очереди. Их я тоже обожаю!
8 - конкурс фонда «Руця» на лучший эрзянский женский костюм;
9 - спортивные соревнования;
Было много желающих посоревноваться в силе и ловкости, покачаться на огромных качелях, взлетая до небес, да просто половить рыбу.
10 - выставка-продажа;
На другом краю поляны расположились торговые палатки. Можно было купить книги, игрушки, валенки, украшения и многое другое.
Тут же готовили шашлык и что-то еще.
11 - вейсэнь ярсамот (ритуальный обед);
Все действо завершается совместной трапезой, которая тоже несет смысл единения.
На соседней поляне в двадцати! 80-тилитровых! котлах варилась похлебка.
Рядом стояли столы - можно было удобно разместиться и поесть в хорошей компании единомышленников и друзей.
Если хочется романтики, можно расположиться прямо на траве.
5 комментариев:
Сколько народа в костюмах!!!И детишки тоже.
Хорошо,когда традиции соблюдаются!
Замечательный праздник!!!
Отличные фото!!!
ВСЕМ СПАСИБО!!!
ПОКШ СЮКПРЯ!!!
Шикарные фотографии!!! Покш сюкпря!!!
Спасибо всем.
какие костюмы... сказка!
Отправить комментарий