пятница, 30 октября 2020 г.

Моя Мордовия. Коронованные храмы.

Имея фотографии всех храмов Мордовии, я никогда не обращала внимания на кресты, что венчают купола. 

А на днях, совершенно случайно, увидела, что крест храма, который, кстати, я фотографировала не первый раз, особенный. 

Он был украшен короной.

 

И снова интернет мне в помощь и я узнала, что кресты могут быть без каких-либо изображений и с дополнительными элементами-символами - полумесяц, лучи солнца, лилия, виноград, ангел, звезды, птицы...

 Оказывается, корона на вершине надглавного креста венчает только те храмы, которые находились в особенных отношениях к коронованным лицам.

Она помещалась на вершину надглавного креста в знак того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования из царской казны. 

Священное Писание называет Иисуса Христа Царем царей и Господином господствующих. Очень часто корона на вершине накупольного креста указывает, что перед нами Царский Крест, или Крест Небесного Царя - Иисуса Христа.

Корона на надглавных крестах могла иметь форму как реальную, близкую к настоящему царскому венцу, так и достаточно условную, скорее напоминающую некий декоративный элемент оформления.

В Мордовии я насчитала семь коронованных храмов, из числа тех, чьи купола и кресты сохранились. Когда я фотографировала храмы, была "слепа". Поэтому, только общие виды. К сожалению.

Верхняя Лухма. Инсарский район. 

Христорождественская церковь, конец 19 века.



Нижняя Вязера. Инсарский район.

Казанская церковь, 1898 год.




Новлей. Инсарский район.

Казанская церковь, 1910 год.




Палаевка. Рузаевский район.

Казанская церковь, 1868 год.



Инелей. Ичалковский район.

Михаило-Архангельская церковь, 1850 год.



Каменный Брод. Ельниковский район.

Покровская церковь, 1784 год.




Колопино. Краснослободский район.

Никольская церковь, 1867 год.



1 комментарий:

Ирина(Ирика) комментирует...

Как интересно!
В Подмосковье я встречала короны на крестах,но не догадалась погуглить))Теперь буду знать)