суббота, 17 февраля 2024 г.

Моя Мордовия. Рузаевский район. Инница.

Мне написала женщина: "Вам что нибудь известно о деревне (хуторе) Инница, до революции Пензенская губерния ( сейчас респ. Мордовия)?
Деревня стояла на берегу реки Инница. Читала про Троицкую Инница, Рязановку. Но та ли это? Деревни уже нет давно, домов тоже нет. Говорят, что барыня перед отъездом за границу оставила своим крестьянам своё имущество и они стали автоматически богатыми, а впоследствии их приписали в кулаки. Деревня не прошла коллективизацию, в колхоз никто не вступил, там жили богомольцы (многие женщины были монахинями в миру) , многих людей тогда арестовали, репрессировали, иные убежали. Мой дед там родился.
 
 

В этой деревне даже кладбища своего не было, хоронили в д. Куликовке, она где то рядом. Ещё дед рассказывал про Юганов овраг.
Какие то люди там жили удивительные: изготавливали музыкальные инструменты, играли ( дед играл на домре, балалайке, баяне, гудке (скрипка), были рационализаторы и изобретатели с двумя классами образования."

А это ее письмо Сергею Плигузову - уроженцу тех мест: " Я интересуюсь вымершей деревней Инница (это сравнительно недалеко от Восхода), нынешнего Рузаевского р-на. Там родился мой дедушка, но в молодости, ещё до войны он уехал оттуда, т. к началась коллективизация и раскулачивание. 
 
 
Много хорошего он рассказывал мне, подростку, о своих родных, своей матери (которая родила его в поле, когда жала рожь), о родной красивейшей мордовской природе, о рыбной реке Инница, рассказывал и о страшном: голоде, о коллективизации и раскулачивании, об уничтожении храмов и веры, о войне. Как эмоционально и переживательно он всё это описывал...
Я предполагаю, что деревни больше не существует, там даже не урочище, наверное. Голое поле. Дед рассказывал, что никто тогда в колхозы не записался, кто то вовремя разъехался, а остальные были арестованы, как Враги народа и Кулаки. Единицы ушли жить в с. Куликовку, работать в колхозе и записались в...коммуну?!" 
 
  
Мой дед Адаев Серафим Никитович мне рассказывал, что когда началась коллективизация, ни один житель не пошёл в колхоз. Верующих людей было много. Многих жителей, пришедшие к власти большевики во время продразвёрстки, расстреляли на месте, раскулачили и сослали, остальные разъехались по разным краям. Всё имущество жители д. Инницы отдали колхозу, но сами в него не вступили.

Дело в том, что в деревне Инница находилась усадьба помещика, а все население деревни работало на них. И после революции помещица перед эмиграцией раздала все свое хозяйство своим рабочим, так они автоматически получили статус кулаков и середняков. В частности, некоторые семьи имели 3 лошади и несколько коров и овец. 

Еще хотелось бы отметить, что эта помещица активно помогала женскому монастырю села Пайгарма, который существует до настоящего времени, и большинство женщин служили там монашками. В тот же монастырь приходили служить молодые женщины со всех ближних областей и поэтому именно там женщины Инницы сватали девушек своим сыновьям.

Рядом была д. Куликовка ( или село Куликовка), умерших хоронили на кладбище этого села, т. к в Иннице не было своего кладбища.

Деревня Инница насчитывала не больше 40 дворов, население этой деревне полностью обслуживали поместье помещика. Там была мельница, маслобойка и кузница.
Распространённые фамилии Адаевы и Макеевы". 

Я никогда не слышала о таком населенном пункте. Любопытство сподвигло на поиски информации. Нашла старые карты.

На карте 1940 года есть населенный пункт Инница. 

 

 На карте 1919 года это место обозначено как хутор.


Связалась со своей знакомой из села Огарева. Она тоже ничего не знает об этом поселении. Рассказала, что рядом с их селом была когда-то барская усадьба. Это место до сих пор называют Барской горой и оно утопает в зарослях сирени, сохранившихся с тех времен. Барыню звали Екатерина Александровна Салова - Розенберг.

Знакомая дала мне контакты старожилов села, но они тоже не смогли помочь. И я пошла другим путем - связалась с жителями Хованщины и Куликовки. 

Мне повезло с людьми - настолько они оказались открытыми для общения, удивительно отзывчивыми, доброжелательными!

Вера Павловна рассказала, что ее дед и бабушка были Макеевы. В колхоз не вступали, за что подверглись репрессиям  (были раскулачены) и вынуждены были переехать в Куликовку. Точное место их первоначального жительства она не знает, но в памяти всплыло название Юганово. И потом это название я слышала и от других людей. 

По ее рассказам, Юганово располагалось как раз в месте, где на старых картах отмечены хутора. Предположительно, Инница и Юганово. Рядом Юганов лес. А в письме упоминается Юганов овраг.

 

Вера Павловна познакомила меня с уроженкой села Куликовка - Антониной Васильевной. Добрейший человек, щедро делящийся своими воспоминаниями. 

Она рассказала, что в Куликовке тоже было много людей, не вступивших в колхоз. Жили они обособленно, улица была длинная и называлась в народе Монашеской. 

Монашеская улица

   Дед с бабушкой Антонины Васильевны тоже жили на этой улице. Все были людьми истинно верующими. Ездили по святым местам. Всегда ходили в церковь, держали посты. Никогда не прятали иконы в домах, не боясь наказания. 

В колхоз не вступали, за что им не выделялись наделы земли. Обрабатывали те участки, которые никому не были нужны. Склоны оврагов, например. Зато во всем помогали друг другу. 

Жили натуральным хозяйством. Уже после войны мужчины поступали на работу на железную дорогу, а их жены читали над усопшими, помогали в церкви, но в колхоз так и не вступили.

Дед Антонины Васильевны был старостой в сельском храме.

Петр Балаев (с бородой) был старостой в храме.

 В родне у Антонины Васильевны были Адаевы. Сестра бабушки была замужем за Иваном Адаевым. Они переселились в Куликовку из Болдова. 

Иван Дмитриевич Адаев (1915 -1941) призван на фронт с первых дней войны.

01 ноября 1941 года умер от ран в эвакогоспитале 1643. Похоронен в братской могиле на кладбище г. Сазрань.

 В Болдове на памятнике погибшим воинам такой фамилии нет. В Хованщине до сих пор живут люди с такой фамилией и тоже выходцы из Болдова. 

 А на Саранском кладбище №1 похоронен Архип Ефимович Адаев, тоже родом из Болдова. 

 

 Я связалась с библиотекарем села Болдова и она мне рассказала, что Адаевы не Болдовская фамилия. Получается, что они тоже когда-то давно переселились из других мест. Вполне вероятно из Инницы или Юганова.

К сожалению, Адаевы из Хованщины не знают историю своих предков и не могут сказать как и когда они оказались в Болдово.

 Нашлось еще несколько Адаевых - участников войны из Болдова, Хованщины... Но один человек привлек мое внимание особенно - Иван Михайлович Адаев (1904 - 1942) родился в деревне Инница!!!


История семьи Адаевых из Инницы здесь.


Адаев  Серафим Никитович (2.08.1919 - 5.05.1997), с которого начался мой рассказ,  "в  1941 году закончил с отличием Авиационное училище в г. Полтаве, приобрел воинскую специальность  стрелок-радист. 
 
 
В июне 1941 подал заявление на фронт. 8 июля 1941 года самолет, на котором совершал боевое задание Серафим Никитович, был сбит фашистами. Самолет упал с огромной высоты и на полтора метра вошел в грунт, но не взорвался. Штурман и стрелок-радист (Адаев С.Н.) чудом выжили. Бог спас. В результате авиакатастрофы получил тяжелейшую травму позвоночника, был оперирован и прикован  на 6 месяцев к кровати. Лечение было долгим, а прибывание в госпитале еще и  опасным, так как во время бомбежек он не мог встать и ждал, когда санитарки отнесут его в бомбоубежище. В 1942 был комиссован в тыл, как инвалид ВОВ."
 

3 комментария:

Ирина(Ирика) комментирует...

Как я люблю такие истории и расследования!!!
С интересом прочитала.
Валентина,думаю,вы ещё найдёте информацию!

Анонимный комментирует...

Валентина, спасибо!

Анонимный комментирует...

Уважаемая Валентина, низкий Вам поклон от нас, родственников. Мы благодарим Вас за неравнодушие и внимание к нам. На таких, как Вы держится наша Родина, память о предках , традициях, культуре. Очень благодарны Вам и всем, кто участвовал в поисках истории маленького уголочка Мордовии Инницы.