Екатерина Николаевна Коптева - дочь Николая Еремеевича и Александры Петровны Струйских.
В 1819 году ее выдали замуж за офицера русской императорской армии Кира Николаевича Коптева (1877 - 1905).
Я не знаю, где они жили с мужем, но любимым местом Екатерины Николаевны была деревня Юрьевка. Здесь у нее был просторный дом, в который она возвращалась каждое лето, а иногда и оставалась на зиму.
Здесь же она построила винокуренный завод, сырье для которого выращивали ту же. Рядом был огромный сад и большущие теплицы. Она лично контролировала весь процесс производства.
Рядом был красивый и ухоженный пруд, его дно было выстелено дубовыми досками.
Фото 2010 года.
В 1924 году в здании винокуренного завода заработала электростанция. Она получила название "Смычка", символизировавшее соединение города с деревней.
Её основной задачей была электрификация города Рузаевки и близлежащих сёл и деревень.
Сотрудники центральной библиотеки г. Рузаевка поделились на своей страничке материалами из старого альбома, посвященными этому событию. Воспользуюсь ими.
В 1921 г. было создано Рузаевско-Саранское общество по электрификации.
Комиссия по подготовке и строительству Рузаевской ЭС. |
Но вскоре Саранский уезд сослался на «невыполнимость идеи» и отказался участвовать в деле. Так, рузаевцы остались одни и без денег.
Возглавлявший Рузаевский уезд и стоявший у истоков
создания товарищества - общества по электрификации Дмитрий
Иванович Архангельский писал: «…четверо делегатов из Рузаевки прибыли в
На помощь обществу послал коммуниста инженера-электротехника
Б.В. Лосева, прибывшего недавно из США. Это было в 1922 году.
Инженер Б.В.Лосев |
Уже в мае 1923 года решался вопрос о передаче обществу здания винокуренного завода помещицы Коптевой под размещение там оборудования ЭС.
Б.В.Лосев непосредственно на месте осуществлял техническое руководство по строительству ЭС, а работу представителя товарищества в Москве и работу в сёлах и деревнях Рузаевского уезда выполнял Д.И.Архангельский.
Д.И.Архангельский |
Замышлялась электростанция как тепловая (ТЭС), а первичными двигателями, на первых
порах, были дизели. Так, первый дизель мощностью в 200 лошадиных сил был привезён из Нижнего Новгорода. От железной
дороги до Юрьевки доставляли самую первую машину на лошадях, на деревянных катках,
иногда просто под «Дубинушку». В числе первых электрификаторов были
уважаемые люди нашего города: Ащепков Пётр Павлович, Багров Николай Иванович и
Бекренёв Василий Фёдорович.
Монтаж первой машины. 1924 год. |
В одной из газетных статей за 1925 год написано: «Электростанция строилась на средства кооперативного товарищества, в число пайщиков которого вошли все местные государственные и хозяйственные органы и свыше 7000 крестьян и рабочих. Она строилась в условиях чрезвычайного общего напряжения, в условиях «перманентной» нехватки нужных денежных средств (прим. авт. – рузаевскому товариществу были, всё же, предоставлены кредиты от таких организаций как: «Электроэксплуатация», «Электротрест», «Сельхозбанк» и даже НКВД, и как писала одна газета «да ещё из кое-каких местных источников», а так же был бесплатно получен лесной материал).
Каждый любовно нёс и вносил сюда что мог. Мужики со всей округи сгоняли подводы, рабочие выходили на воскресники, старую часовенку, приписанную к Покровской церкви и находящуюся, по всей видимости, так же в селе Рузаевка, перестроили под трансформатор, разобранная монастырская баня (прим. авт. – в селе Рузаевка были постройки и угодья Пайгармского монастыря) пошла на фундамент. Буквально по крохам, по гайке, по досочке, по винтику сносили сюда, возводили и возвели за три тягчайших года советский этот источник «неестественного света».
Товариществом заключен был с «Электроэксплуатацией» договор, по которому это общество принимало на себя в виде поставки ряда материалов, оборудования до 50% всех расходов по постройке, с правом последующей эксплуатации станции».
Вот выдержка из статьи Д.И. Архангельского: «Станция
построена по последнему слову техники. Всего протянуто 140 проводовёрст низкого
напряжения и 20 вёрст высоковольтной линии. Включено в сеть до 4000 домов и
весь железнодорожный узел. В четырёх электрифицированных сёлах по заявкам на
улицах поставлены фонари с 500–свечевыми лампами. Электрифицирован ряд
предприятий города общей мощностью в 125 лошадиных сил.
ТЭС 1-й очереди с дизелем в 200 л.с. торжественно открыли в д. Юрьевке 7 ноября 1924 года. К 11 часам уже вся площадь около ЭС была заполнена многотысячной толпой (прим. авт. – было свыше 5000 человек) рабочих и крестьян.
После открытия ЭС рабочие чествовали главных организаторов дела электрификации – Архангельского, Лосева и Козлова. ЭС 1-й очереди (в 200 л.с.) обслуживала, на момент пуска г. Рузаевку, ж/д станцию Рузаевку, село Рузаевку, село Тат-Пишлю и д. Юрьевку. В сеть было включено 4800 «лампочек Ильича». Вот ещё цитата: «Были электрифицированы: маслобойный завод, камненаливной (жерновный) завод (прим.авт. – ещё до революции 1917 г. в посёлке Рузаевка была фабрика по производству искусственных мельничных жерновов), типография, несколько мельниц просорушек, круподранок и др. предприятия.
К снятию урожая 1925 г. предполагается закончить установку второго дизеля мощностью в 350 л.с. (прим. авт. – тоже из Нижнего Новгорода. Считалось, что с установкой второго агрегата радиус действия ЭС расширится на 25 вёрст). Главная задача станции – электрификация сельского хозяйства. Конечная цель её, пока что, довести свою мощность до 1000 л.с. Всё это говорит за то, что через 5-6 лет Рузаевский район будет неузнаваем. Открытие ЭС в Рузаевке действительно закрепило смычку между городом и деревней».
Ожидалось (на завершение 1924 г.), что по приблизительным подсчётам ЭС будет давать ежегодную прибыль до 20000 руб. В 1920-е годы Советское правительство придавало большое значение созданию даже таких маленьких ЭС, какой была юрьевская «Смычка». Об этом свидетельствует тот факт, что на торжественном мероприятии 7 ноября 1924 года по открытию 1-й очереди кроме высоких гостей, корреспондентов и фотографов были даже и кинооператоры.
К концу 1920-х годов была запущена и 2-я очередь на ТЭС «Смычка».
1927 год. Установка второй очереди. Машинное отделение. |
Январь 1927 года. Д.И.Архангельский (второй справа в среднем ряду) с электромонтерами и механиками. |
А в общем, в масштабах СССР уже в 1931 году, в середине первой пятилетки, план ГОЭЛРО был, в основном, выполнен и лучинки, которыми когда-то крестьяне освещали свои избы канули в лету.
1924 год. Одна из 3000 электрифицированных изб. |
Работники ЭС "Смычка" в машинном зале. |
«Смычка» успешно проработала в народном хозяйстве вплоть до своего закрытия в конце 1950-х – начале 1960-х годов.
При электростанции были теплицы, конюшня. Теплая вода сбрасывалась в пруд, изобиловавший рыбой.
В 1961 году, после ввода в эксплуатацию линии электропередачи Саранск – Рузаевка, МАССР была подключена к единой энергосистеме страны (ЕЭС). Начался процесс подключения к централизованному электроснабжению сельских районов с одновременным выводом из эксплуатации мелких ЭС, который завершился в 1967 году.
ТЭС «Смычка» отлично поработала на народное
хозяйство и вписала своё имя в славную летопись энергетики Страны Советов.
В 1970-е годы этому зданию был присвоен статус
памятника истории и на нём была размещена мемориальная доска, посвящённая
электростанции «Смычка». Все это благополучно и безвозвратно утрачено.
Позже помещение было переоборудовано в учебное заведение, готовившее специалистов рабочих специальностей для Рузхиммаша.
Сейчас от барского дома не осталось и следа. Юрьевский пруд (памятник природы республиканского значения) полностью зарос американским кленом, а в здании винокуренного завода разместился общественный туалет расположенного на прилегающей территории автопредприятия.
3 комментария:
А я сначала подумала,что это дом,а это здание завода))
Думала,дом какой огромный!
Пруд устелен досками! А у нас рядом есть старинная усадьба и тоже пруд ,так раньше поговаривали, что дно пруда уложено кафельной плиткой и как-то с трудом в это верилось.А сейчас, прочитав про доски,может и правда с плиткой?
Я там жил до первого класса
Я тоже там жил
Отправить комментарий