среда, 23 сентября 2020 г.

Моя Мордовия. Лямбирский район. Кучугуры.

Что-то новая рубрика "исчезнувшая жизнь" не отпускает. Сегодня я расскажу о населенном пункте, которого никогда не было на картах, нет никаких упоминаний о нем в интернете и только старожилы окрестных сел еще помнят где находился поселок Кучугуры.  

Если про Зеленый Клин и Жмакино мы знали хоть что-то, например, точное место их нахождения, то про Кучугуры не было известно абсолютно ничего. Знали только направление. Исколесили все поля - ничего похожего на бытовавшую некогда жизнь не нашли.

   И здесь нам на помощь вновь пришла Татьяна Качурина, заведующая Атемарской библиотекой, которая прекрасно знает старожилов Атемара, общается с ними, консультируется у них. С нами на связи постоянно был Юрий Александрович Баулин.

Это человек, чье детство прошло в Кучугурах. Он отлично помнил дорогу и был нашим навигатором: "Будет дубрава, потом увидите сосны и т.д."

Не сразу, не быстро, но место мы нашли. 

Просуществовал поселок достаточно недолго. В 30-х годах появились первые поселенцы, а в 1966 году не осталось ни одного жителя. А было порядка 50-ти домов.



Очень подробный план поселка нарисовал Юрий Александрович.







Только на обратном пути, уже отчаявшись, увидели что-то синевшее среди зеленого островка - кладбище.

Сфотографировала все, что сохранилось. А сохранилось только железо. Железные памятники, кресты, ограды. Самое позднее захоронение, судя по нескольким сохранившимся табличкам, 1964 год. Только на двух могилках были цветы, значит, бывают здесь родственники. А как же остальные? Ведь у тех людей тоже были дети (вон сколько ребятишек на фотографии в газете), а сейчас, наверняка, есть внуки. Печально.












А здесь непонятный момент, разные памятники, в разных местах кладбища, а будто одному человеку установлены.


 

Кладбище практически исчезло, лес в отсутствии человека легко овладевает новыми территориями, занимая и поглощая последние следы бывшей деревушки. 

Только родник, о котором говорится в газетной статье, живет и радует своим журчанием редких путников, случайно оказавшихся в этих безлюдных краях.

 



3 комментария:

Анонимный комментирует...

здравствуйте, очень благодарна людям, за память о Кучугурах, все мое детство до 6 лет прошло в этом очень красивом месте.Мои дед и бабушка Николаевы Анна и дед его все звали дядя Леса а мой папа Николаев Николай и мама Лосаева Екатерина.Я сейчас живу далеко но увидев эти фото даже плакала.Меня зовут Ольга родителей моих уже нет, но жива еще моя тетя Тося рассказав ей о эти фото она тоже была рада что кто то еще помнит о нашей деревне.Спасибо вам еще раз за возвращение в детство.Даже могилка наших родных есть на фото.

Анонимный комментирует...

Здравствуйте! Моя бабушка Екатерина и её сын Николай (мой отец) Федаевы родом из села Кочугугы Лямбирского района. Позже переехали в Саранск. Рассказывали о своём селе, но я там никогда не была. Насколько помню отец ходил в школу в Белогорске.
Их уже 10 лет нет в живых, а узнать о селе мне очень интересно!

Анонимный комментирует...

Бабушка Екатерина и мой отец Николай Федаевы родом из села Кучугуры Лямбирского района.
Мне интересны все о данном селе и живших там людях.