воскресенье, 21 декабря 2025 г.

Старошайговский район. Шувары.

 Шувары (Воскресенское) - русское село в Старошайговском районе Республики Мордовия, центр сельской администрации. Входит в Старотеризморгское сельское поселение. 

 По данным на 1 ноября 2025 года численность населения села 268 человек.

 Происхождение названия связано с мокша - мордовским словом шувар "песок". Оно указывает, что населенный пункт возник на берегу речки Шуварка (Шуварляй), лоно которой характеризуется песчаными отложениями.

 Село возникло в начале XVII века, что согласуется с бытующими в Шуварах преданиями. Первое упоминание Шувар (Шуваровы Поляны) датируется 1614 годом. К середине XIX веке Шувары превратились в очень крупное село в более чем 500 дворов; в начале ХХ века население – более 4200 человек (вместе с приписной деревней Еникеева Поляна, в которой едва насчитывалось 30 человек). Населения было еще больше, но в 1896 году часть прихожан  (300 человек) выехали на жительство в Томскую губернию. Кроме земледелия крестьяне занимались выделкой шкур, портняжным ремеслом, отходничеством. 

"Село расположено по обеим сторонам реки Шуварки впадающей в реку Сивинь, несущую свои воды в знаменитую Мокшу. 

Уже краткое знакомство с природными условиями нашего села, говорит о  том,  что  не  глуп  был тот человек,  который первым поселился здесь. Шуварка,  ее притоки,  чистые родники на окраинах села (с  сев. запада Сафрошкино,  родник Кипучий). По рассказам старожилов они выбрасывают со дна на поверхность со страшно холодной водой камешки.  А замечательный родник  Прощенный,  на  улице  Садовой (Поповка) и родник в Красном Уголке богаты всегда водой. Полноводной, неиссякаемой прият­ной и чистой как слеза. Это замечательное богатство Шувар. Село расположилось на хороших почвах, с за­мечательными приусадебными участками, а в старину с хорошими коноплян­никами.

Здесь, рассказывают старожилы, хорошо родилась конопля. Когда-то все село было в лесу. Об этом говорят названия улиц "Дуброва" и "Кардон" и сохранившиеся кустарники, дубовые, ореховые в 3-4 км. от села, бревна в берегах реки Сивинь.

Говорят в старину к селу часто подходили медведи. Когда отодвинулся лес ( на 10-15 км.) сказать трудно. По-видимому, лес выкорчевали, ког­да расширяли посевные площади, вырезали на строительство. 

Издавна село озеленялось. Здесь много тополей, вётел в центре села, возле Попова пруда. Пруд называется Поповым потому, что рядом пруда была церковь и рядом жили попы и монашки. Был хороший яблоневый сад, обсаженный топо­лями, кленами и дубами, липами и другими деревьями.

А улица Поповка (Садовая), Могиловка (Майская), Литва (Советская), утопали в садах. В войну 1941-1945 гг. сады пострадали от сильных морозов, и большинство из них вымерзло, посохло. Сейчас сады восстанавливаются."

 

Шуваровские прихожане считались людьми развитыми, грамотными, чему немало способствовала деятельность просветителя священника Андрея Диатропова, крупного поборника народного образования и организатора лучшей в уезде церковно-приходской школы. Первый деревянный храм в честь Обновления храма Воскресения Господня (отсюда второе название села) был построен поздно, в 1749 году. Он был деревянным и небольшим. В 1820-х годах началось строительство каменного храма; летняя часть была закончена в 1838 году и освящена с прежним именем – в честь Обновления храма Воскресения Господня. В 1853 году был закончен правый придел, в котором освятили престол во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1860 году, с окончанием всего строительства, в левом приделе был освящен престол во имя апостолов Петра и Павла. Тогда же строилась  высокая колокольня с двумя звонными площадками. Старинные описания называли храм «византийским», однако судя по некоторым отмеченным приметам (наличие трех порталов, поддерживавшихся колоннадой, главы-ротонды, перекрытой пологим куполом, и так далее), шуваровская церковь строилась в стиле классицизм, что соответствует эстетическим пристрастиям того времени. В целом храм признавался красивым и величественным; вместе с тем современники оставили достаточно ироничные оценки его внутреннего убранства, в том числе о росписях стен писали как о продукте самодеятельного творчества. Иконостас, резанный из липы, тоже не отличался особыми изысками. Имелись также две каменные часовни: одна на месте алтаря старого храма, вторая – неподалеку от нового храма, и называлась во имя святого благоверного великого князя Александра Невского (1883 год). Ее возводили в память о трагической гибели императора Александра II. В советское время храм был у прихода изъят, постепенно руинирован и уничтожен. Часовни тоже погибли. 

 

Памятник воинам установлен в  1975 году. Относится к 

памятникам истории регионального значения.

 








Комментариев нет: