Старые Найманы (эрз. Ташто Найман, Эрзянь Найман) - село, центр сельской администрации в Большеберезниковском районе. Население - 541 чел. (2010г), в основном эрзя.
В " Эрзянско-русском словаре"( М.Н.Колядёнков, Н.Ф.Цыганов, 1949г) слово"найман"этимологизируется как "уст.базар". Бытует и другое толкование этого слова: найманы - одно из тюркских племён, часто совершавших набеги на мордовские земли и длительное время на них проживавших.
Основано в XVII веке. В «Книге бортных ухожаев» указано, что в 1614 году за Старыми Найманами числилось 500 четей пахотной земли.
В 1780 году, при создании Симбирского наместничества, деревня Старый Найман, при речке Нерлеи, крещеной мордвы, вошла в состав Котяковского уезда.
В «Списке населённых мест Симбирской губернии» (1863): Найманы - село удельное из 253 дворов и живущие в нём 923 мужчины и 1040 женщин, Ардатовского уезда, действовала Никольская церковь.
В конце 19 - начале 20 в. был развит столярный промысел (изготовление деревянных лопат, рамочных ульев).
"Быт и образ жизни сельчан отличался замкнутостью, интересы крестьян ограничивались только своим хозяйством.
О событиях в стране, даже в своём уезде, они имели слабое представление. Первые серьёзные изменения в их психологии и мировоззрении произошли в начале 20 века. В 1908 году учитель В.С. Быстрицкий организовал в селе революционный кружок. Он вел активную революционную пропаганду среди крестьян, устраивал собрания, на которых выступал против внутренней и внешней политики царского правительства.
История школы начинается с 1854 года. Тогда она была трехклассной. Учили писать, читать и считать. Обучение велось только на русском языке. По инициативе директора народных училищ Симбирской губернии И.Н Ульянова в 1876 году в Старых Найманах открылась начальная четырёхлетняя школа. В 1902 году построили новое здание, в котором занятия проводились до 1939 года, когда школа стала семилетней. Тогда же она вселилась в двухэтажное здание, которое было построено на месте разрушенной Никольской церкви.
"Строили ее всем селом, добывая камень для фундамента из горы на опушке леса. Помнят и трагедию, которая произошла при этом – обвалившаяся гора завалила 17 человек. В 1935 году церковь разрушили, а колокол отвезли в Москву."
Возвращаясь к
истории школы, отметим, что уже в 1922 году она, будучи ещё начальной,
намного расширилась, занимая четыре деревянных здания. В трёх
посторонних домах, из которых выселили зажиточных сельчан, проводились
учебные занятия. Комнаты были светлые, большие, красивые (Козя Митянь
кудо, Кыртымень, Головонь). В классах насчитывалось по 18 и более
человек. Заведующим школой был назначен В.С. Быстрицкий, учителями
работали А.П. Смыслова, П.И. Смуткина и другие.
В годы Великой
отечественной войны на первом этаже школы, размещался детский дом, где
проживали и обучались ребятишки из малоимущих семей сёл и деревень
района, отцы которых воевали на фронте, а матери, не покладая рук ,
трудились в тылу. Всего в Великой отечественной войне на защиту
Отечества были призваны 580 старонайманцев. С полей сражения не
вернулись в родное село 287 человек. Память о них увековечена на
гранитных стенах памятника в центре села.
2014 год |
2024-й год
Наряду с местной ребятнёй в
Старонайманском детском доме пережидали военное лихолетие около 100
эвакуированных ребятишек из Ленинграда и других городов страны. С ними
работали эвакуированные учителя Н.В. Цветкова и Г.А. Волкова.
Старонайманский детский дом закрыли только в 1955 году.
Сама школа же в 1957 году стала средней, и уже в конце 50-х годов здесь обучалось более 500 детей.
Долгое время основным местом работы сельчан был колхоз. Он появился в
1929 году и был многоотраслевым хозяйством. У его истоков стояли А.Н. и
Т.С.Пьянзины, В.Н.Бубнаев, К.А. Афонькин. Существенный вклад в развитие
экономики хозяйства внесли его председатели В.Г.Чебаков, Н.П. Потапкин. В
1998 году колхоз "Од ки" реорганизовали.
В течение нескольких лет в
с еле Старые Найманы действовал межхозяйственный лесхоз. Он также
обеспечивал людей работой и продукцией. Здесь заготавливали дрова,
рубили срубы на продажу, делали дровни, колёса для телег. В связи с
изменениями в законодательстве о лесах это предприятие перестало
существовать. В настоящее время сельчане в основном живут своими
хозяйствами или выезжают на заработки в другие места.
Старые Найманы - село богатое своими культурными традициями. Веками здесь хранят и передают из поколения в поколения народные обычаи, проводят национальные обряды. У родника " Бояронь пандо пря" отмечают религиозные праздники, встречают и провожают весну. От Пасхи до Троицы каждое воскресенье ходили в лес, поднимались на гору, где на поляне было" девичье место «Мокша-латко». Там пели, плясали, играли. И до сегодняшнего дня сюда продолжают приходить даже старушки. Там же отмечали праздники урожая.
Видимо, богатством национальной культуры и красотой природы объясняется тот факт, что старонайманская земля дала миру двух известных писателей - Кузьму Григорьевича Абрамова и Василия Максимовича Коломасова.
Две улицы в Старых Найманах носят имя Николаева. Они названы в память о воинах -земляках, до конца исполнивших свой солдатский долг. Геннадий Михайлович погиб при исполнении интернационального долга в Афганистане, посмертно награждён орденом Красной звезды.
Олег Серафимович Николаев погиб при исполнении воинского долга в Дагестане. В 2010 году посмертно награждён орденом мужества.
В том же году в центре села рядом с памятником воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, открыт обелиск с памятной доской землякам, отдавшим жизнь при исполнении воинского долга."
Комментариев нет:
Отправить комментарий