суббота, 7 сентября 2024 г.

Моя Мордовия. Большеберезниковский район. Старые Найманы.

Старые Найманы (эрз. Ташто Найман, Эрзянь Найман) - село, центр сельской администрации в Большеберезниковском районе. Население - 541 чел. (2010г), в основном эрзя. 

 

В " Эрзянско-русском словаре"( М.Н.Колядёнков, Н.Ф.Цыганов, 1949г) слово"найман"этимологизируется как "уст.базар". Бытует и другое толкование этого слова: найманы - одно из тюркских племён, часто совершавших набеги на мордовские земли и длительное время на них проживавших.

Основано в XVII веке. В «Книге бортных ухожаев» указано, что в 1614 году за Старыми Найманами числилось 500 четей пахотной земли.

В 1780 году, при создании Симбирского наместничества, деревня Старый Найман, при речке Нерлеи, крещеной мордвы, вошла в состав Котяковского уезда.

В «Списке населённых мест Симбирской губернии» (1863): Найманы - село удельное из 253 дворов и живущие в нём 923 мужчины и 1040 женщин, Ардатовского уезда, действовала Никольская церковь.

В конце 19 - начале 20 в. был развит столярный промысел (изготовление деревянных лопат, рамочных ульев).

"Быт и образ жизни сельчан отличался замкнутостью, интересы крестьян ограничивались только своим хозяйством. 




О событиях в стране, даже в своём уезде, они имели слабое представление. Первые серьёзные изменения в их психологии и мировоззрении произошли в начале 20 века. В 1908 году учитель В.С. Быстрицкий организовал в селе революционный кружок. Он вел активную революционную пропаганду среди крестьян, устраивал собрания, на которых выступал против внутренней и внешней политики царского правительства. 




История школы начинается с 1854 года. Тогда она была трехклассной. Учили писать, читать и считать. Обучение велось только на русском языке. По инициативе директора народных училищ Симбирской губернии И.Н Ульянова в 1876 году в Старых Найманах открылась начальная четырёхлетняя школа. В 1902 году построили новое здание, в котором занятия проводились до 1939 года, когда школа стала семилетней. Тогда же она вселилась в двухэтажное здание, которое было построено на месте разрушенной Никольской церкви.

"Строили ее всем селом, добывая камень для фундамента из горы на опушке леса. Помнят и трагедию, которая произошла при этом – обвалившаяся гора завалила 17 человек. В 1935 году церковь разрушили, а колокол отвезли в Москву."

Возвращаясь к истории школы, отметим, что уже в 1922 году она, будучи ещё начальной, намного расширилась, занимая четыре деревянных здания. В трёх посторонних домах, из которых выселили зажиточных сельчан, проводились учебные занятия. Комнаты были светлые, большие, красивые (Козя Митянь кудо, Кыртымень, Головонь). В классах насчитывалось по 18 и более человек. Заведующим школой был назначен В.С. Быстрицкий, учителями работали А.П. Смыслова, П.И. Смуткина и другие.
В годы Великой отечественной войны на первом этаже школы, размещался детский дом, где проживали и обучались ребятишки из малоимущих семей сёл и деревень района, отцы которых воевали на фронте, а матери, не покладая рук , трудились в тылу. Всего в Великой отечественной войне на защиту Отечества были призваны 580 старонайманцев. С полей сражения не вернулись в родное село 287 человек. Память о них увековечена на гранитных стенах памятника в центре села.

2014 год

2024-й год





 Наряду с местной ребятнёй в Старонайманском детском доме пережидали военное лихолетие около 100 эвакуированных ребятишек из Ленинграда и других городов страны. С ними работали эвакуированные учителя Н.В. Цветкова и Г.А. Волкова.
Старонайманский детский дом закрыли только в 1955 году.
Сама школа же в 1957 году стала средней, и уже в конце 50-х годов здесь обучалось более 500 детей.
Долгое время основным местом работы сельчан был колхоз. Он появился в 1929 году и был многоотраслевым хозяйством. У его истоков стояли А.Н. и Т.С.Пьянзины, В.Н.Бубнаев, К.А. Афонькин. Существенный вклад в развитие экономики хозяйства внесли его председатели В.Г.Чебаков, Н.П. Потапкин. В 1998 году колхоз "Од ки" реорганизовали.
В течение нескольких лет в с еле Старые Найманы действовал межхозяйственный лесхоз. Он также обеспечивал людей работой и продукцией. Здесь заготавливали дрова, рубили срубы на продажу, делали дровни, колёса для телег. В связи с изменениями в законодательстве о лесах это предприятие перестало существовать. В настоящее время сельчане в основном живут своими хозяйствами или выезжают на заработки в другие места. 

Старые Найманы - село богатое своими культурными традициями. Веками здесь хранят и передают из поколения в поколения народные обычаи, проводят национальные обряды. У родника " Бояронь пандо пря" отмечают религиозные праздники, встречают и провожают весну. От Пасхи до Троицы каждое воскресенье ходили в лес, поднимались на гору, где на поляне было" девичье место «Мокша-латко». Там пели, плясали, играли. И до сегодняшнего дня сюда продолжают приходить даже старушки. Там же отмечали праздники урожая.

 Видимо, богатством национальной культуры и красотой природы объясняется тот факт, что старонайманская земля дала миру двух известных писателей - Кузьму Григорьевича Абрамова и Василия Максимовича Коломасова.

Две улицы в Старых Найманах носят имя Николаева. Они названы в память о воинах -земляках, до конца исполнивших свой солдатский долг. Геннадий Михайлович погиб при исполнении интернационального долга в Афганистане, посмертно награждён орденом Красной звезды.

 Олег Серафимович Николаев погиб при исполнении воинского долга в Дагестане. В 2010 году посмертно награждён орденом мужества.

 В том же году в центре села рядом с памятником воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, открыт обелиск с памятной доской землякам, отдавшим жизнь при исполнении воинского долга."


У подножия горы «Бояронь пандо пря» бьет родник. Это место в Старых Найманах почитают как святое – в тридцатых годах здесь при распашке полей два тракториста извлекли огромный камень с изображением Николая Чудотворца. Старожил села Анастасия Архиповна Надюшкина называет имена тех самых трактористов – Матвей Егорович и Федор Степанович. Весть о событии разнеслась далеко за пределы Старых Найман, но в советские годы это была запретная тема. Скоро приехали какие-то люди и камень из села увезли. Но место с тех пор почитается народом. Здесь отмечают религиозные праздники, приходят помолиться в часовню, ставят свечи, приносят иконы. Напрямую от села через поле и вдоль леса сюда тянутся тропинки. 
 (Автор Марина Кендялова. Легенды Старых Найман рассказывали А.А. Надюшкина, Р.А. Беськаева, А.П. Мезюгина, А.И. Симдянкин. 2010г)
Найти это место не просто. Хоть золотой купол часовни виден издалека, пришлось дважды спрашивать дорогу.
Сложилось впечатление, что источник не пользуется спросом у местных - девчонки лет 13-ти даже не знают, что у них есть родник, а пожилой мужчина объяснил где надо повернуть, но есть ли до родника дорога понятия не имел. Удивил мальчишка лет 10-ти, игравший на куче песка у дороги - показал, где дорога и рассказал, что по ней мы легко доедем до места, хоть она и не выглядит наезженной. 

 
 

 
 




Не могу не показать Старонайманское кладбище - невероятно колоритное, с рядами больших, мощных крестов.



Комментариев нет:

Отправить комментарий