В 1907 году в селе Куликовка Рузаевского района по проекту А. Е. Эренберга был построен красавец храм освященный в честь Михаила Архангела. Кирпичный, пятиглавый, в стиле «классицизм», с элементами русского барокко.
Службы возобновились в конце Великой Отечественной войны. Первым священником после открытия был протоиерей Алексей. Отец Андрей сменил его на этом посту. Отсидев за веру десять лет в тюрьме, вернулся в родные места и служил в Куликовке до самой смерти, примерно до 1956 года. Просил сына похоронить его на сельском кладбище. Местные звали его акша поп - у батюшки были белые волосы и борода.
Прошло много времени, не стало в селе жителей, многое забылось, заросли кустами старые могилы и однажды старец Иоанн Дивеевский подсказал поломникам из Хованщины, что в Куликовке похоронены двое святых. "Найдите их могилы и ухаживайте", - велел он. Так было найдено захоронение протоиерея Андрея.
Батюшка Иоанн Дивеевский |
Церковным старостой в те годы был Петр Балаев. При нем осуществлялась внутренняя отделка храма. Московские художники (местные бабулечки называют их богомазами) расписывали стены и свод.
С бородой Петр Балаев, справа московский художник. |
Нина
Михайловна Альшина, свидетельница тех событий, рассказывает какие
интересные были росписи - вся левая сторона была посвящена библейскому
сюжету "Избиение 14 тысяч младенцев" ("Кровь, мечи", - вспоминает она), правая - "Усекновению главы Иоанна
Предтечи".
Антонина Васильевна Дерина хорошо помнит роспись надвратной стены -. Это было ужасно страшно и бабушка всегда показывала мне, маленькой девочке, что ждет того, кто не будет жить по заповедям божьим.
Еще
обе женщины помнят паникадило, каким оно было в то время - очень
красивое, богатое, освещавшее храм не электрическими лампами, а
восковыми свечами.
Красиво было как в Лавре.
Первые церковные купола были позолоченными. Их родные каркасы сохранились до нынешнего времени. Менялось только покрытие да цвет краски.
Практически все церкви в округе были в то время закрыты и в Куликовку на службу, особенно в праздничные дни, народ приходил и приезжал со всей округи. "За 30 км приезжали", - вспоминает Нина Михайловна. Теризморга, Кадошкино, Болдово, Парцы... Оставались ночевать в селе, спали на полу, на сеновале, в шалашах в саду. Много народа собиралось.
После смерти отца Андрея сельским батюшкой был отец Григорий. Его называли черным попом - волосы у него были черного цвета.
Началась Хрущёвская антирелигиозная кампания и в 1964 году церковь в Куликовке закрыли во второй раз.
Вспоминает Антонина Васильевна Дерина. Шли уроки как неожиданно мы услышали какой-то грохот (школа в селе была недалеко от храма). Мне тогда было лет 13. Я убежала с уроков, за мной сбежали одноклассники и мы стояли около церкви и с ужасом наблюдали за происходящим. Вокруг собрались местные жители, голосили, как будто война началась. Инсарская милиция и сельские коммунисты выносили из храма иконы и складывали их на сани-волокуши. Что-то сельчанам удавалось утащить и спрятать.
Из сочинения ученицы Хованщинской средней школы Насти Евсеевой:
"Однажды зимним утром жители с.Куликовка услышали шум, стрельбу у церкви. Приехала милиция с заключенными из Инсара. Все иконы снизу снимали, а что высоко висело – стреляли. Всю утварь грузили в трактор с санями. Дети сбегали из школы. Их вызывали к завучу, директору школы.
Балаев Василий, уроженец с.Куликовка, отказался везти сани с церковной утварью, его ударили по щеке. Женщины плакали, кричали: «Вы будете прокляты!» Все это продолжалось один день и одну ночь. Всю утварь увезли в Адашево Инсарского района.
Очевидцы тех событий, Казеева Валентина Александровна, Дерина Антонина Васильевна, Мухина Валентина Павловна, жительницы с.Куликовка, рассказывали, что года два храм был просто закрыт но, люди в большие праздники собирались с ближайших деревень и совершали крестные ходы вокруг храма. Так жаждала душа православных людей общения с Богом!"
Потом в здании церкви открыли клуб, но никто туда не ходил и в том же году оно было переоборудовано в зернохранилище. Зерно плохо хранилось, гнило - крыша храма была в дырах.
Фотографии 1974 года, когда церковь была зернохранилищем.
25 лет простояло здание бесхозным. К счастью, за годы советской власти внешне архитектурный облик храма не претерпел сколь-либо заметных изменений или утрат.
В конце 1980-х годов, по настойчивым просьбам верующих, которые писали прошения во все инстанции, церковь вновь была открыта.
Благодаря этим женщинам, церковь была открыта. |
Автор видео - Норкин Владимир Петрович.
В 1989 году, по благословению архиепископа Пензенского и Саранского Серафима, храм был освящен священническим чином во имя Архангела Михаила.
Усилиями прихожан началось его восстановление.
"Весь народ принимал участие в уборке и ремонте храма. Первым священнослужителем после открытия был отец Фотий (Дудка)." (Из сочинения ученицы Хованщинской средней школы Насти Евсеевой)
Его сменил отец Николай из Адашева. Но больше всех запомнился прихожанам отец Виктор. Не только тем, что много сделал для восстановления храма, но и своим крутым нравом. Был он очень строг. Ни за что не станет причащать человека, если тот не отстоял вечернюю службу. Сложность была в том, что не все прихожане имели возможность присутствовать и на утренней и на вечерней службах - многие приезжали и приходили за десятки километров. Батюшка был непреклонен.
Рассказывает Антонина Васильевна Дерина:" На службе всегда было много детей. Однажды во время причастия отец Виктор громко спросил: "Чьи это дети?". Подошла их бабушка и батюшка на всю церковь, при большом скоплении народа начал ее стыдить: "Ты куда смотрела? Твои внуки пришли в церковь с накрашенными ногтями! Я их причащу, а тебе в наказание назначаю 40 поклонов".
А бабуля даже не видела и знать не знала когда и чем ее маленькие внучки накрасили свои ногти.
1995 год |
Так выглядела церковь в 1995 году. Скрин из фильма Владимира Петровича Норкина.
2002 год |
Фото Валентины Михайловны Дериной. |
2011 год |
Год 2024-й.
Уже больше 20-ти лет в Михайло – Архангельском храме с.Куликовка служит отец Александр (Логинов).
Несколько лет назад на службы собирались больше двадцати человек, включая десять постоянных прихожан из Куликовки, послушниц и монахинь с подворья
Комментариев нет:
Отправить комментарий