воскресенье, 15 января 2023 г.

Моя Мордовия. Возвращение. Горбунова Ирина Тимофеевна.

 Ирина Тимофеевна Горбунова (23.10.1940 - 15.03.2020) была шестым директором школы №20, проработав на этом посту с 1981-го года по 2000-й.

 

 Из воспоминаний выпускницы школы 1988 года Оксаны Добриной (Панькиной):

 "От руководителя учебного заведения зависит очень многое. Ведь только он может создать сплоченный коллектив профессионалов, которые не просто выполняют свои функции, а действительно служат своему призванию. Эта задача требует от директора школы огромного интеллекта, культуры и дисциплины.
С гордостью могу сказать, что Ирина Тимофеевна была именно таким руководителем.
Блестяще справлялась с этой непростой задачей и объединила в школе именно высоконравственных, грамотных педагогов.
Благодаря заботе, чуткости и неравнодушию педагогов под руководством Ирины Тимофеевны мы, учащиеся, могли комфортно и продуктивно обучаться.
И я уверена , что каждый выпускник тех лет горд и рад, что имеет такую базу."

   Из воспоминаний выпускника школы 1989 года Дмитрия Валюгина:

"Ирина Тимофеевна вела у нас новейшую историю в 9-10 классах. Ее любимым историческим деятелем был В.И.Ленин. Она про себя говорила - Я человек диктатуры). Про все эти съезды РСДРП рассказывала с упоением. Клеймила позором меньшевиков и оппортунистов. Мы ее поначалу очень боялись. Но потом поняли, что на самом деле это добрый и отзывчивый человек, настоящий педагог, ну а странности у всех есть свои.) Самое главное, что лично мне она дала, как учитель, это то, что она научила нас конспектировать, выделять главное. Это потом очень пригодилось при учёбе в вузе, при конспектировании лекций, написании курсовых. А тренировались мы, само собой, на дорогом и любимом Владимире Ильиче. Было такое пособие - Сборник статей В.И.Ленина для старших классов и учащихся техникумов. Мы этот сборник от и до перелопатили, все работы Ильича перечитали и законспектировали. За этот навык Ирине Тимофеевне огромное спасибо!

 Небольшой эпизод с урока истории. Изучаем Гражданскую войну. Ирина Тимофеевна спрашивает пройденный материал. Вызывает к доске моего друга, мы с ним за одной партой сидели, ныне покойного, к сожалению, Андрея Чижаева, торжественно вручает ему указку и говорит - Ну, Андрюша, давай, громи Колчака!" 

  

Из воспоминаний выпускницы школы 1993 года Оксаны Машиной:

"Неординарная личность и сильный человек. Историю полюбила благодаря ей. Ее грозный вид, командирский голос и необыкновенной величины личность навсегда останутся в памяти...🙏Чего только стоят труды Ленина, которые благодаря ей стали известны нам, советским школьникам (нам посчастливилось конспектировать их).😂 Есть люди, к которым можно относиться по-разному...Но остаётся главное - мы благодарны, что в нашей судьбе был такой директор и человек - Ирина Тимофеевна Горбунова. "

10 В класс 1982 год

1983 год

Вспоминает учитель биологии Ручина Ольга Евгеньевна:

"Судьба свела меня с Ириной Тимофеевной на долгие 17 лет моей профессиональной деятельности. По распределению после биологического факультета МГУ им. Н.П.Огарева в 1983 году я оказалась в школе № 20. Обучаясь в университете, планировала иное – хотела быть ученым. Отправила массу писем в другие города и научные институты, но получала или молчание или отрицательный ответ, такая была наивность. Школы в мыслях не было, хотела заниматься только наукой. До настоящего времени задаю себе вопрос, что меня определило на роль учителя и дало возможность пройти этот нелегкий путь длинною в 17 лет. Думаю, личность директора и команды, созданной ею.

Первую встречу с Ириной Тимофеевной не помню. Но первые годы работы были очень сложными - плакала, собиралась бросить школьную стезю. Но были дети, которые мне верили, которым была нужна я. И были педагоги, которые помогали выйти из конфликтов и противоречий. На тот момент Ирина Тимофеевна была для меня глыбой, непререкаемый авторитет и даже немного «диктатор»: громогласная, требовательная, строгая. Студенческая свобода и демократия быстро улетучились из моей практики.

Дети и школа - это особая категория, которая требует дисциплины, порядка, постоянной работы над собой, интеллектуальной зависимости и действия. Наше взаимопонимание и доверие начались позже, может быть и раньше, а я этого не замечала. Может быть ко мне присматривались, оценивали и оценили. Но после выхода из декретного отпуска назначили классным руководителем первого, экспериментального художественного класса. Это было и доверие, и ответственность, и возможность реализовать свои инициативы.

10А класс 1988 год

Было замечательное время - Ирина Тимофеевна собрала вокруг себя ярких, талантливых педагогов, с которыми интересно было общаться, творить и развиваться Варданян В.А., Кутяшова И.В., Синдянкина Т.В., Середа Л.Г. супруги Михеевы, Девины, Коляденкова М.Я.  Сильна была команда педагогов - наставников Долматова Г.В., Попкова З.С., Колобова З.И., Якурина В.Н.,  Вишневская В.Д., Иноземцева А.С., Вашуркина, Грузнова С.К., Левщанова С.И., Стефанова Г.Д., Прудникова А.М., Стародубова О.И., Лебедева Р.С., …

Ирина Тимофеевна находила яркие личности, помогала им совершенствоваться и реализовывать себя. Школу педагогического мастерства прошла и я. Через многие, многие годы понимаешь ее мудрость, профессионализм и силу ее личности.

 
3В класс, 1991 год
  
Любила людей, своего сына Сашу, сноху, внуков. На всех находила время, переживала и во всем хотела помочь, уберечь.  Ирина Тимофеевна умела видеть новое, интересное, интеллектуальное,  красивое и претворять это в жизнь. Экологическое движение в школе началось с Ирины Тимофеевны. Однажды отправила меня в школу № 7 на семинар по теме «Экология и диалектика». Проводил его Смирнов В.М. Ирина Тимофеевна загорелась этой идеей и предложила мне организовать экологический центр в школе. К этому времени вышла из декретного отпуска Кутяшова Т.В., пришла в школу Синдянкина Т.В. и завертелось, закружилось: экологические сборы, конференции, посадка деревьев, изучение реки Саранки, озера Чавэнь Эрьки и многое, многое другое.  И везде зеленый свет, грамотное руководство и поддержка.  
Однажды предложила мне участвовать в конкурсе «Учитель года». Согласилась. Получилось. Правда, 3 место в городском этапе. Думаю, Ирину Тимофеевну это огорчило, потому что она решила меня отговорить идти дальше. Но настояла Середа Людмила Григорьевна и при ее активном участии и поддержке мы заняли 2 место,  чуть уступив 1. Почему говорю МЫ, готовила вся школа. А Ирина Тимофеевна всегда хотела быть победителем. И я как представитель школы не должна была подвести школу и директора. Мы вошли в тройку победителей и, помню, как Ирина Тимофеевна радовалась этому. Я не подвела. Тут же мне предложила быть заместителем директора по науке, но в силу определенных обстоятельств мне пришлось отказаться. 
 
1992 год    
      
 
 Удивлялась ее работоспособности. Завершив трудовую деятельность, уехала в деревню, при этом в деревне раньше никогда не жила, чисто городской человек. Когда приезжали к ней в гости, в Ульянку, гордилась и угощала своим урожаем: множество сортов помидор, капусты, тыквы, свеклы. Приезжали как домой, жалко, что редко, очень редко и ненадолго. 
 

              
 
Ирина Тимофеевна в какой-то степени политик. Сумела выстроить систему воспитания в школе так, что в трудные девяностые годы сумела сохранить лучшие человеческие качества в душах учащихся и педагогов. Этому способствовали множество примеров её интеллектуальной мысли. Чего только стоили Дни театра. Когда за окном бушевало «безвременье», мы ходили в театр. В субботу классами, вместе с учителями, присоединялась и часть родителей - театр открывал двери только для нашей школы.  Рассаживались все по местам, в зале гас свет, открывался занавес и…. начиналось шуршание фантиков от конфет, шоколада и чего-то еще. Конечно было шумновато, но никто не уходил, смотрели все до конца и так было только в первое время. Последующие спектакли проходили с благодарными зрителями и Дни театра проходили на ура. И это не случайно. После спектакля на классных часах обсуждали содержание пьесы, игру актеров, в том числе формировали у детей стиль поведения и культуру поведения в театре. Обсуждали спектакли на переменах со старшеклассниками. Эти «Разговоры о важном» придумала Ирина Тимофеевна тридцать лет тому назад.

       Еще раз отмечу, это был сложный период «перестройки», который мы прожили вместе с Ириной Тимофеевной. Страшное было время: прекратили выдавать зарплату, не хватало средств на оборудование и школьные принадлежности, а самое главное, рушились идеалы и под знаменем демократии проходил передел власти и имущества. И в это время Ирина Тимофеевна собирает и держит коллектив единомышленников, энтузиастов, талантливых педагогов в школе. Создает условия, поддерживает и выстраивает стратегию так, что школа становится уникальной и одной из лучших школ республики. Ценила молодых педагогов, именно при Ирине Тимофеевне я получила старт и дальнейшее развитие своей профессиональной деятельности и награды, выше которых я больше не получала, «Отличник народного образования»."

 

  Из воспоминаний выпускника школы 1987 года Сергея Чернавина

"Не стало Ирины Тимофеевны Горбуновой… Не стало нашей школьной матери. Она всегда говорила: «Дома у вас - мама. А в школе ваша мать – это я! И учить вас я буду по-матерински!» И потрясала своим мощным кулаком. И взглядом своим суровым проникала до самых печенок! И учила – на совесть. До сих пор я без сучка-задоринки вспомню все партийные съезды (с датами их проведения и основными программными постулатами), все базовые вехи советской истории, имена всех наших политических вождей. Но дело ведь даже не в этом! Она – учитель природный, всем сердцем, душой своей преданный профессии – воспитывала в нас главное: Ответственности в отношении к жизни.

     Только спустя многие, многие годы, сам разменивая пятое десятилетие, понимаю, как тщательно за внешней суровостью, требовальностью, твердостью наша фундаментальная «дирректрисса» скрывала тонко чувствующую душу свою! Как болела за родную школу, каждого в ней учившегося! Окруженная, наполненная этой трепетностью наша «двадцатая» потому-то была и остается по сей день одной из лучших.

     В старших классах я не столько учился, сколько занимался самодеятельностью. Помню, участвовал в школьном спектакле, где играл злого разбойника. Был сильно загримирован, одет в соответствующий костюм, а для большей брутальности еще и хрипел что есть силы своим ломающимся голосов. Пришедшая на «госприемку» постановки Ирина Тимофеевна – я это прямо-таки видел – весь спектакль никак не могла узнать меня в этой роли. А после, уже на уроке истории, выдержав, как только она умела, нужную паузу, произнесла: «Всем надо пойти и посмотреть эту сказку. Чернавин там неузнаваем!» И припечатала: «Вот учился бы с таким же азартом. Цены бы тебе не было!..»
     Кто-то мудрый однажды сказал, что нас формируют встречи - с нужными людьми в нужное время. И мне кажется, что проживать свою жизнь хорошо, достойно получается именно потому, что в нашем детстве была Ирина Тимофеевна.
     Светлая память Вам, дорогая Мама!"


 Из воспоминаний выпускницы школы 1988 года Оксаны Добриной (Панькиной):

"Новость шокировала....
Очень горько говорить «была»…
Думаю многие будут вспоминать Ирину Тимофеевну с теплом и благодарностью. Это целая эпоха, при ней я вступала в комсомол, заканчивала 10 классов любимой 20 школы ! И всегда чувствовала поддержку, внимание и доброжелательность нашего директора!
Вечная Вам память , Ирина Тимофеевна!!!!"


3 комментария:

Ирина(Ирика) комментирует...

Это так замечательно,когда об учителе,директоре такие тёплые воспоминания,не смотря на строгость.
Когда я училась в первом классе,у нас в школе была директор школы уже в возрасте и она была просто свирепой,ходила всегда с указкой и на переменах могла учеников шарахнуть этой указкой куда попадёт.Её все дико боялись,хотя,может это моё детское восприятие таким было.Но потом она ушла и пришла адекватная))

Анонимный комментирует...

Валентина Борисовна, спасибо🙏
Хорошая, добрая память о настоящем директоре!

Анонимный комментирует...

Я плакала. Спасибо от всех и от Ирины Тимофеевны спасибо!