пятница, 13 ноября 2020 г.

Моя Мордовия. Ичалковский район. Лада.

Лада (Богородское, Курское Займище) - русское село в Ичалковаком районе. Население 431 чел. (2012), в основном русские.


Точная дата основания села неизвестна, предположительно оно возникло во второй половине XVI века. Находится на речке Куря (Кура) при ее впадении в Инсар. 


Название-термин: "Ляда -... лядина, ляшина, пустошь, заросль, покинутая и заросшая лесом земля, запущенные заросли; лесок по болоту, березнячок с хвойным подсадом, то есть мешанный; низкая и мокрая и плохая почва; мочижина с мелким леском" "В.И.Даль".

В старом названии Курское Займище слово курское свидетельствует, что населенный пункт возник в устье речки Кура (Куря). Слово займище в старину обозначало "земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других пахотных земель". За годы Советской власти в старинном селе произошли коренные изменения. Вместе с экономическими и культурными преобразованиями изменилось и название села. Ныне Ляда произносится как Лада.

Одним из первых владельцев Лады был Петр Матвеевич Апраксин (1659-1728) - русский военачальник и государственный деятель, участник Северной войны, сподвижник Петра I. Далее Лада (1725-е - 40-е гг.) принадлежала сыну Петра Матвеевича-Александру Петровичу Апраксину и его жене -Марии Михайловне (урожденной Куракиной). В дальнейшем владельцами села стали Нарышкины (дочь Александра Петровича и Марии Михайловны - Елена Александровна, была замужем за А. Л. Нарышкиным).

В период с конца XVIII в. и до 1835 гг. село Лада принадлежало дворянам Голубцовым, а именно Фёдору Александровичу Голубцову, государственному казначею, действительному тайному советнику, члену Государственного Совета, второму министру финансов Российской империи.



В 1829 году в Ладе началось движение крестьян против Голубцова, которое продолжалось до 1832 года. Во время восстания была упразднена администрация помещика, управляющий имением и служащие посажены под домашний арест: им запрещалось покидать село. Был смещен бурмистр и староста. Вместо них бурмистром был избран крестьянин Н. Догадкин, а старостой П. Андреев. Возглавил движение А. Лазарев, который призывал крестьян добиваться «воли для крепостных и земли для крестьян». Восставшие изъяли имевшиеся в вотчинной кассе 4050 руб. наличных денег, использовали их на мирские нужды. Крестьяне прекратили всякие барские работы. В 1832 году восстание было подавлено воинской командой. Решением военного суда Лазарев был приговорён к смертной казни, замененной впоследствии ссылкой в Сибирь. Жестоко были наказаны и многие другие участники бунта.

В 1835 году Лада перешла в собственность дворян Инсарских. Инсарские - дворянский род, представители которого имели недвижимость в Саранском уезде. В 1837 году он внесен в родословную книгу Пензенской губернии. Супругам Инсарским (Мелании Михайловне и Василию Антоновичу) согласно данным метрических книг, принадлежали крестьяне не только Лады, но и близ лежащих деревень — Васильевки, Большой и Малой Сыропятовки, Рожновки, Самодуровки, Голубцовки.

Предположительно, у четы Инсарских было трое детей; две дочери - Мелания Васильевна (первая жена Н.П. Шан-Гирея) и Анна Васильевна (в замужестве Лутковская), а также сын - Александр, оставивший значимый след как в истории села Лада, так и Саранского уезда в целом.

Инсарский Александр Васильевич - потомственный дворянин, действительный статский советник. Окончил Нижегородский дворянский институт, хорошо разбирался в сельском хозяйстве. Вероятно, что после своей отставки А. В. Инсарский стал владельцем 1590 десятин земли в Ладе и д. Васильевке, где организовал крепкое хозяйство. В 1846-60 гг. занимал пост штаб-ротмистра Нижегородских драгунского и кавалерийских полков. Выйдя в отставку, находился на выборных должностях: в 1872-1873 - саранский уездный предводитель дворянства, в 1891-1895 - мировой судья, председатель земской управы Саранского уезда.

В 1871 году у А. В. Инсарского родилась дочь Екатерина, ставшая в 1895 году женой Иосифа Иосифовича Новохацкого, уроженца Пензы и в дальнейшем последнего владельца ладской усадьбы.

На венчании Иосифа и Екатерины поручителем невесты был отставной ротмистр Николай Павлович Шан-Гирей, троюродный брат Михаила Юрьевича Лермонтова. 

Николай Павлович Шан-Гирей имел тесную связь с семьей Инсарских. Первая жена Николая Павловича - Мелания Васильевна Инсарская, приходилось сестрой А. В. Инсарскому. После завершения службы и увольнения по болезни Н. П. Шан-Гирей поселился в селе Берендеевка Макарьевского уезда Нижегородской губернии, в имении своей жены. В 1896 году 67-летний Н. П. Шан-Гирей женился второй раз, взяв в жёны незаконнорожденную дочь дворянки Варвары Кацевой Хадиаровой - Александру, повенчались они в Ладе в храме Казанской иконы Божьей Матери. Поручителями со стороны жениха были А. В. Инсарский и его зять - И. И. Новохацкий.

В 1900 году А. В. Инсарский умер и был похоронен в церковной ограде Казанской церкви села Лада; в настоящее время могила не сохранилась.


После смерти А. В. Инсарского имение перешло к его вдове и семье дочери, а именно пензенскому художнику Иосифу Иосифовичу Новохацкому. По воспоминаниям очевидцев Иосиф часто приезжал в Ладу, черпая в сельской глубинке сюжеты для своих картин. Его любимой темой были пейзажи, портреты сельских жителей, крестьян и детей. После 1913 года И. Новохацкий продал земли своего имения в Ладе крестьянам, а после революции 1917 года барская усадьба была национализирована. После этих событий Иосиф Иосифович вместе с женой уехал. 

В 1937 году в Ладе появилась десятилетняя школа, которая и по сей день расположена в доме помещика. Редчайший случай для Мордовии, когда барский дом сохранили и используют до сих пор.















 В Ладе есть библиотека, построенная в 1953 году по проекту Н.К.Крупской.



На ее месте раньше стояла церковь. 

За 350 лет своего существования в селе несколько раз обновлялся храм, всегда возводившийся из дерева. Последняя по времени летняя церковь, Казанская (Богородицкая) с приделами во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и святого Александра Свирского, возводилась в 1711 году, а затем много раз обновлялась и ремонтировалась. В начале ХХ века этот храм считался самым древним деревянным в уезде. 9 апреля 1906 года он сгорел и более не возобновлялся. Вторая деревянная церковь, зимняя, была построена в 1867 году и тогда же освящена в честь Живоначальной Троицы. В 1930 году в связи с делом так называемого «Ладско-Трофимовщинского антисоветского центра» храм был закрыт и разграблен, а все священники волости (восемь человек) арестованы и осуждены на разные сроки. Долгое время Троицкий храм, лишившийся главы и колокольни, использовался в утилитарных целях, затем был сломан. В настоящее время приход восстановлен, служба велась сначала в приспособленном помещении, освященном в память прежнего храма с наименованием Казанская церковь.

 В 2008–09 построен новый деревянный храм.








В Ладе родился Игорь Васильевич Бестужев-Лада - советский и российский историк, социолог и футуролог, специалист в области социального прогнозирования и глобалистики. Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР (1988). Лауреат золотой медали Н.Д.Кондратьева 2001 года «за выдающийся вклад в развитие общественных наук». Автор нескольких десятков монографий и брошюр, свыше двух тысяч статей в периодических изданиях, а также ряда статей в третьем издании Большой советской энциклопедии и Большой российской энциклопедии. 



12 комментариев:

Ирина(Ирика) комментирует...

Каждое село со своей историей!
Узор резного окошка себе сохранила,красивый!)

Валюня комментирует...

Ирина, у меня огромная коллекция наличников, если что.

галина комментирует...

Валюша, читаю твои рассказы о Мордовии и чувствую всем сердцем,как сильно ты любишь свою Родину!!!

Валюня комментирует...

Галочка, спасибо. Я родом из Нижегородской области, муж из Ярославля.
Живем в Мордовии и любим ее.

Unknown комментирует...

Спасибо вам люди добрые, что вы занимаетесь этим и нам не даете забыть. Как будто дома побывала, и в школе, и в классе. С каждым окном и крыльцом просто волна воспоминаний, школа, детство, первая любовь да вся жизнь, оттуда, от этих стен. И дорогой наш Иван Степанович. Сколько они в нас заложили вместе с Марией Семеновной, больше чем родители. Вечная им память.

Валюня комментирует...

Благодарю вас за воспоминания!

Unknown комментирует...

Помнит или слышал кто в с. Ладе о Голованове Степане Григорьевиче(мой дед) и его брате Голованове Иванае Григорьевиче просьба позвонить по телефону 89037542006

Alex комментирует...

Здравствуйте!

Ищу уроженцев села Лада по фамилии Сарванов.
Также нуждаюсь в информации по репрессиям священнослужителей в 1930 году.

Бурмистров Павел комментирует...

Всем здравствуйте.
Я (Бурмистров Павел Алексеевич 1954 г.р.) потомок рода Бурмистровых проживавших в с. Лада и занимаюсь его родословной. Мой дед Бурмистров Гаврила Матвеевич 1863 г.р., а мой отец Бурмистров Алексей Гаврилович 1909 г.р. Я являюсь двоюродным братом директора вашей школы Бурмистрова Ивана Степановича (1920-2001). Отец (Ивана Степановича) - Бурмистров Степан Гаврилович 1887 г.р. был братом моего отца (Алексея Гавриловича), в 1938 был репрессирован и приговорен к ВМН. Бурмистров Степан Гаврилович был женат на Сарвановой Ефросиньи Матвеевне 1888 г.р.
Спасибо всем за добрую память об Иване Степановиче и Марии Семеновны.
Буду рад любой информации о моем роде и готов к общению.

Alex комментирует...

Здравствуйте, Бурмистров Павел!

Напишите, как с вами связаться.

С уважением, Алексей

Бурмистров Павел комментирует...

Алексей здравствуйте. Моя электронная почта: burmistrov1954@yandex.ru

Анонимный комментирует...

Интересная история села. Хочу переехать на ПМЖ в Мордовию, именно в сельскую местность, чтобы рядом лес, речка , тишина и покой бытия. Вот быбираю, где я мог бы это найти. И бревенчатый не дорогой домик.