суббота, 4 мая 2019 г.

Место скорби и памяти.

Свято-Троицкий Чуфаровский монастырь (1,2) – место в Мордовии особое.



 До 1917 года это была одна из крупнейших женских монашеских обителей, основанная в 1868 году по благословению старца Игнатия Вершина.


После революции монастырь с каждым годом всё более и более разорялся, пока не был закрыт окончательно. А в 1928 году он обрел новую славу, на сей раз – страшную. В корпусах монастыря разместилась следственная тюрьма НКВД, превратив монашескую обитель в обитель скорби и смерти – мордовскую голгофу. И одними из первых заключенных в ней стали священнослужители, отказавшиеся подчиняться советской власти, многие из которых были замучены до смерти. 
Точно известно, что здесь покоятся настоятельница Свято-Троицкого Ковыляйского монастыря игумения Викторина (Нефедова) и митрофорный протоиерей Митрофан Владимирович Покровский, благочинный темниковских церквей. Их, в числе восьмидесяти человек, арестованных в Темниковском уезде в начале лета 1930 года, приговорили к расстрелу, который был произведен здесь, рядом с Чуфаровской тюрьмой, предположительно 4 июня того же года. Вместе с ними были расстреляны два темниковских купца и два бывших царских офицера.

Неизвестно, сколько всего людей было здесь казнено, убито, умерло от голода, холода и лишений за те 26 лет, что здесь располагалась тюрьма, а затем трудовая колония. Эти сведения пока не найдены даже в соответствующих архивах. Жители села Чуфарово рассказывали о нескольких расстрельных рвах и об одном кладбище для умерших в заключении, которое располагалось в самом монастыре.

В 1928–1939 годах захоронения расстрелянных жителей Мордовии, приговоренных к высшей мере наказания, производились в 2 км от Чуфаровского монастыря на правом берегу реки Чуфарка. 


Здесь же хоронили умерших и убитых в следственной тюрьме НКВД, которая располагалась в корпусах закрытого монастыря. О местах захоронений было известно местным жителям.

В 2005 году это захоронение было обследовано военно-патриотическим отрядом «Поиск» под руководством И.А. Селиверстова: несколько братских могил, в каждой из которых захоронено от 40 до 70 человек. Размеры захоронения 180 х 250 м, глубина залегания останков от 15 см до 1,3 м. В разрешении на вскрытие ям и эксгумацию было отказано.

 В 2006 монахами Чуфаровского Свято-Троицкого монастыря на месте захоронения установлен деревянный поклонный крест. 


В 2008 члены поискового отряда построили здесь памятник - фрагмент кирпичной стены двухметровой высоты с небольшим сквозным окошечком, забранным железной решеткой и табличкой: «Захоронения жертв репрессий Чуфаровской следственной тюрьмы НКВД 1928–1939 гг. и Трудовой колонии 1939–1954 гг.». 






И только в июле 2017 года было дано разрешение на эксгумацию и захоронение погибших.  Члены отряда «Поиск» под руководством Н.А. Кручинкина еще раз обследовали данную территорию. 
Фотографии с раскопок и погребения взяты из интернета.

Утром в воскресенье 23 июля останки новомучеников были разложены в гробы, преданы земле на том же месте, где были найдены. Но отныне это не общий ров, а тридцать восемь отдельных могил, над каждой из которых установлен православный крест.
  




 В конце сентября на разведанных ранее участках того поля прошла беспрецедентная по числу участников вахта сводного поискового отряда: около 170 человек из Саранска, Ромоданова и других районов республики провели раскопки, в ходе которых были обнаружены останки 82 жертв массовых репрессий.



Второе захоронение прошло 24 сентября, также с соблюдением всех православных обычаев и отпеванием по православному чину, но земле были преданы останки только 32 человек (лишь на такое количество тогда удалось, с помощью благотворителей, изготовить гробов и крестов).


 Остальных положили в так называемую «времянку», пока не будут изысканы возможности для их достойного предания земле и этот день наступил 8 октября.



За скромным мемориалом в неполные три месяца тесными рядами выстроились могильные кресты с одной и той же надписью «Вечная память». Я насчитала 119, они все одного размера, и за каждым – человеческая жизнь, страдания и смерть. А рядом в земле лежат останки еще более тысячи мучеников.



В одном из захоронений нашли косточки младенчика, который был зарыт отдельно и было решено его погребение совершить не в общем ряду, а тоже отдельно. 






Прошло два года с момента захоронения и о продолжении работы я пока не слышала. Видно не все так просто. За эти два года сделано много, но еще многое не сделано - повсюду строительные материалы, ждущие завершения работ. Но, достроена часовня, посажено много разных кустарников...

P.S. Мы никогда бы не нашли это место, если бы не часовня - ее теперь видно издалека.


 Дорога - грунтовка.





7 комментариев:

  1. Жутко, такой конец печальный, все мы рождаемся для счастливой жизни и никто не знает как оно сложится.

    ОтветитьУдалить
  2. Печальная история((
    Хорошо,что есть такие поисковые отряды.Работа у них не из лёгких.И ведь после стольких лет находят останки погибших.

    ОтветитьУдалить
  3. Не оправдывая сталинских репрессий скажу, что христианская церковь, в том числе и православная, уничтожала в разы людей за свою тысячелетнюю историю - крестили огнем и мечом. Ну и как Воренка (сына Лжедмитрия 2) не вспомнить, которого повесили в 3-летнем возрасте и что-то РПЦ не протестовала.

    А памятник хорош - особенно фото памятника нижняя часть - пример фальсификации:
    https://azart-ude.livejournal.com/1420612.html

    https://pikabu.ru/story/finskie_kontslagerya_v_sssr_v_19411944ggzabyitayaistoriya_6221459

    ОтветитьУдалить
  4. В этом месте нашли свою смерть два сына последнего батюшки ивано-воинской церкви села шалы- Светлов Владимир Васильевич и Светлов Пантелей Васильевич, тоже священники

    ОтветитьУдалить
  5. Роза, спасибо Вам за память.

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый день. У вас очень интересный блог, спасибо за ваши истории и фотографии.
    Многие современные памятники в селах Ромодановского района сделаны силами поисковиков и в частности по инициативе и личном участии Селеверстова Ивана Алексеевича. Это памятник жертвам политических репрессий в Б. Чуфарово, памятник в Старой Михайловке и памятник умерших от ран в санитарных поездах и эшелонах, следовавших через станцию Красный узел.

    ОтветитьУдалить
  7. Вера, спасибо Вам огромное за комментарий. Я этого не знала. Думаю и многие другие тоже. Постараюсь собрать все эти памятники в один рассказ. Если есть фотография Ивана Алексеевича, пришлите, пожалуйста, мне на почту (в профиле).

    ОтветитьУдалить