Кто-то сейчас, наверняка, впервые прочтет это словосочетание "кадомский вениз", я же несколько лет ждала случая, чтобы увидеть все своими глазами.
И это то, ради чего мы поехали в Кадом.
История Кадомского вениза началась во времена Петра I, который повелел всем
знатным людям и боярам носить европейскую одежду, богато отделанную
венецианским и брюссельским кружевом. Приобретался этот наряд за золото
и, чтобы сберечь российскую казну, царь повелел обучить искусству
заграничного кружевоплетения русских мастериц.
По приказу Петра привезли итальянских мастериц Веницианского кружева, чтобы они обучили мастерству русских монахинь при Кадомском монастыре. Русские женщины быстро освоили технику плетения чудесных венецианских узоров и вскоре создали собственное направление, назвав его «венизом» от словосочетания «венецианское кружево».
Особый расцвет кружевной промысел в Кадоме получил в конце 19-го века по инициативе местной помещицы М.А. Новосильцевой. В своем имении Муханово, расположенном недалеко от Кадома, она организовала пункт по приему кружевных изделий от крестьянок соседних селений.
Дочь Новосильцевой - М.Ю. Авинова сама выучилась новому виду вышивки и учредила в Кадоме кустарный пункт.
Так
дело, начатое М.А. Новосильцевой с благотворительной целью - помощь
населению в засушливые годы, в руках ее дочери М.Ю. Авиновой стало
доходным коммерческим предприятием.
В 1913 году в Кадоме открылась кружевная школа, сооруженная на средства Авиновой. Школа с бесплатным обучением, с общежитием, с выдачей пособий при заболевании, с введением наград за лучшие работы. Стояла она на берегу Мокши, с северной стороны города. Деревянное, двухэтажное светлое здание по своей архитектуре и убранству было в числе лучших в городе. Располагало учебными классами, мастерской, раздаточным пунктом, складом готовых изделий и складом материала. Обучались в ней девочки горожан и окрестных крестьян плетению и вышивке, а также грамоте в пределах двухлетнего курса сельской школы. Она имела богатую библиотеку с русскими и заграничными художественными изданиями и пособиями рисунков для филе и гипюра. При школе был создан превосходный музей из приобретенных у кадомчан старинных строчевышивальных изделий и кружев.
В качестве инструктора была приглашена воспитанница Мариинской кружевной школы Петербурга Пелагея Васильевна Угрюмова. Она имела большой опыт кружевного дела по работе в Ельце, сама составляла рисунки, вводила новые технические приемы и способы. Для сбора образцов выезжала в Вологодскую, Орловскую губернии, в Крестцы. Обходила деревни и села, собирала у населения старинные русские кружева. Ей приходилось вести сложную работу в двух направлениях: заграничные фирмы требовали вещи с русским узором, русские богатые потребители предпочитали изделия с западными мотивами. И приходилось создавать композиции для обоих случаев. Мастерство, с которым исполнялись эти композиции, свидетельствует, что их творили художницы-рисовальщицы с большим опытом и умением. Усердие Авиновой по внедрению техники игольчатого кружева увенчалось успехом, она стала в Кадоме родной, ею превосходно овладели местные мастерицы.
Работало на производстве до 900 местных крестьянок.
Работало на производстве до 900 местных крестьянок.
М.Ю. Авинова руководила пунктом до 1925 года. И только после этого школа была включена в систему ВСНХ (Высший совет народного хозяйства). Заведующей Кадомским кустарным пунктом была назначена Свинарская Эмилия Евстафьевна - большой знаток народного искусства, руководившая производством вплоть до 1936 года.
Приняв под свое ведение частновладельческое предприятие, Эмилия Евстафьевна энергично занялась его перестройкой. Школа стала швейно-вышивальным техникумом, на базе мастерской организована промыслово-кооперативная артель «Пробуждение», в которую вошли 25 кружевниц-надомниц.
К 1933 году численность работниц достигла более 150 человек. С ростом их мастерства совершенствовалась техника вышивки, расширялся ассортимент выпускаемой продукции. В производство внедряются виды отделки: гладь, прорезь, строчка, обвив, насыпь. Все говорило о дальнейшем росте и укреплении кадомского промысла.
Война нарушила работу кружевниц. Артель перешла на выполнение военных заказов, часть работниц ушла на трудовой фронт рыть окопы. Только с третьего года войны стали вновь выполняться художественные изделия.
В 1960 году артель была переименована в фабрику «Пробуждение», численность работающих составляла 30 человек.
С конца 1992 года фабрика переименована в ТОО «Кадомский вениз».
Располагается фабрика в здании бывшей Троицкой церкви.
Кирпичную стену специально оставили без штукатурки в память о бывшем храме.
Специально для нас провели экскурсию по цехам и другим помещениям фабрики.
На складе большой выбор товара. Скатерти с комплектом салфеток разных размеров и расцветок. С красивыми названиями.
Много вышитых икон, но меня они почему-то не впечатлили.
Единственно, что восхитило - икона "Неопалимая купина". Ее нужно рассматривать близко, удивляясь разным видам ажурных вставок.
Разные сувенирные штучки.
Рязанский кремль.
Гора Есениных разных видов.
Множество красивейших и очень дорогих салфеток.
А вот коллекция льняной одежды хороша!
Цены от 1,5 до 5 тысяч.
Элитные изделия Кадомского вениза неоднократно награждались высочайшими наградами российских и международных выставок за свою уникальность, ювелирность и непревзойденное качество.
На фабрике три цеха - швейный, машинной вышивки и ручной.
В швейном цеху из дорогих итальянских тканей шьют эксклюзивное постельное белье, вышитое коллегами из соседнего цеха. Здесь же шьют одежду.
В цехе машинной вышивки каждая вышивальщица работала над индивидуальным заказом.
Одна вышивала скатерть со сценами охоты.
Вторая вышивала скатерть.
Третья - салфетки.
Четвертая - заготовки для новогодних шаров. Представляете, чья-то елка будет украшена большими белоснежными, ажурными шарами.
Здесь же гора готовых кружевных скатертей - круглых, овальных, квадратных...
Есть на что посмотреть и что выбрать.
Но моя любовь - ручная вышивка.
Знаменитый Кадомский вениз. Смотрите и наслаждайтесь!
Вот и подошла к концу наша экскурсия в сказку. Я своими глазами увидела, как вырастают волшебные цветы на белом полотне, как быстро и ловко вышивальщицы обвивают элемент за элементом тоненькой ниточкой, создавая ажурные узоры.
Это непередаваемый восторг, восхищение мастерством простых кадомских сударынь, радость от полученного удовольствия!
И эти волшебницы за свой труд получают гроши - 9-10 тысяч рублей при очень высокой стоимости изделий. Как все жители поселка, добираются до работы на велосипедах, сетуют, что мало заказов и надеются на то, что дела на фабрике изменятся к лучшему. Я тоже очень на это надеюсь!
Это стоит посмотреть всем. Как хрусталь Гусь хрустального,гжель, хохлому и т.д. В магазине это не увидишь. Как картины в музеях, а не репродукции. Пьесы в театре, а не на экране. Я рада за вас. Давайте в слюдющий раз эту радость разделим вместе.
ОтветитьУдалитьДа,впервые о такой технике услышала.
ОтветитьУдалитьТворческая работа!!!
И ,как всегда,труд за гроши((
ОЕ, замечательно сказано! Спасибо! Ирина, теперь, думаю, когда будете в тех краях, обязательно свернете.
ОтветитьУдалитьручная вышивка просто потрясает...но вот странно, почему только салфетки и скатерти? только для царский застолий? а на одежду... кстати одежда, которая там на вешалках.. вряд ли раскупается влет.. и это неправильно... просто эта шикарная вышивка должна выкладываться на одежду умными и талантливыми дизайнерами, а не так... по воротничку, вставочка как манишка... скулы сводит от подобных фасонов... как 30, 40, 50 лет назад
ОтветитьУдалитьвот почему такое богатство только в музеи ? эх... и так везде...
Натуля, изделия, выполненные ручной вышивкой в основном делаются на заказ. Что заказывают, то и вышивают. Вот в наш приезд вышивали балеро. Видимо, для какой- то богатой дамы. Нам назвали себестоимость изделия - 290 тысяч рублей.
ОтветитьУдалить