В
селе Городищи Инзенского района Ульяновской области находится памятник
архитектуры «Церковь в честь Рождества Христова», которая является объектом культурного наследия регионального значения.
Массивный
храм расположен в центре некогда большого села, окруженного гористой, покрытой
лесом местностью. Крестовокупольный тип храма с декоративным убранством,
выполнен в русско-византийском стиле, что дает возможность отнести его
строительство к концу XIX - нач. XX века.
Местный священник, наблюдавший за ходом строительства церкви, сообщал,
что в 1900 году при копании рвов под фундамент нового храма были найдены
человеческие кости и «много металлических и стеклянных
принадлежностей мордовского костюма». Вероятно, церковь была поставлена
на месте старого мордовского кладбища.
Городищенская церковь прослужила меньше трёх десятилетий и была закрыта в
1931 году в период богоборчества. Старожилы рассказывают, что
сброшенный с колокольни колокол-баритон разбивали перед отправкой на
переплавку двухпудовой гирей – сначала пополам, затем на четвертины и на
восьмушки. Смотреть на это пришли только несколько человек. У каждого
из участников варварского разрушения церкви судьба сложилась
несчастливо.
В 1970–1980-е годы в церкви размещался склад зерна колхоза имени XXIV
съезда КПСС.
Фотографии Аникина А.И., 1974 год.
Сейчас церковь находится в запустении.
Как она выглядела в 2013 году (всего три года назад) можно посмотреть здесь. Снято с любовью.
Как она выглядела в 2013 году (всего три года назад) можно посмотреть здесь. Снято с любовью.
Информация о храме взята из книги "Исторические храмы Симбирского - Ульяновского края", I том "Недействующие храмы", авторы -
Шаповалов Сергей Николаевич и Губайдуллов Радий Зиганшович. Я лишь попыталась проиллюстрировать этот текст.
Шаповалов Сергей Николаевич и Губайдуллов Радий Зиганшович. Я лишь попыталась проиллюстрировать этот текст.
"Христорождественская церковь в селе Городищи
имеет симметричную продольно-осевую композицию.
Северная и южная стены храма имеют аналогичные апсиде полувосьмигранные
выступы.
С запада к храму последовательно примыкают широкий прямоугольный в плане притвор с двумя
крыльцами-папертями с боков и четырёхъярусная колокольня с главным
входом, состоящая из постепенно убывающих двух четвериков и двух
восьмериков.
Впечатление пластического единства церкви достигается не
только компактностью её композиции, но и небольшой разницей высоты колокольни и храмовой части.
Объём храма имеет ярусное построение. Центральный купол на восьмигранном, прорезанном арочными окнами барабане окружен боковыми купольными главами, восьмигранные барабаны которых поставлены на мощные шестигранные основания, декорированные полуглавиями.
Ярусная композиция храмовой части поддерживается купольными завершениями папертей, расположенных с южной и северной сторон церкви.
Боковые входы, решённые в виде небольших квадратных в плане объемов с купольными завершениями, были соединены с основным объемом храма наклонными крытыми галереями. Подобное оформление папертей вызвано желанием зодчих придать западному фасаду церкви эффект ярусных, убывающих к верху форм.
Главный (западный) фасад церкви строго симметричен.
Перекрытые куполами паперти зрительно фланкируют стройную колокольню. Второй ярус куполов образуют боковые главы храма. Центром пирамидальной композиции главного фасада являлась купольная глава колокольни (утрачена).
Основной строительный материал церкви — красный кирпич (25x12x6 см).
Из дерева сделаны полы, перекрытия колокольни, двери, оконные переплёты, стропильная система.
Объём храма имеет ярусное построение. Центральный купол на восьмигранном, прорезанном арочными окнами барабане окружен боковыми купольными главами, восьмигранные барабаны которых поставлены на мощные шестигранные основания, декорированные полуглавиями.
Ярусная композиция храмовой части поддерживается купольными завершениями папертей, расположенных с южной и северной сторон церкви.
Боковые входы, решённые в виде небольших квадратных в плане объемов с купольными завершениями, были соединены с основным объемом храма наклонными крытыми галереями. Подобное оформление папертей вызвано желанием зодчих придать западному фасаду церкви эффект ярусных, убывающих к верху форм.
Главный (западный) фасад церкви строго симметричен.
Перекрытые куполами паперти зрительно фланкируют стройную колокольню. Второй ярус куполов образуют боковые главы храма. Центром пирамидальной композиции главного фасада являлась купольная глава колокольни (утрачена).
Основной строительный материал церкви — красный кирпич (25x12x6 см).
Из дерева сделаны полы, перекрытия колокольни, двери, оконные переплёты, стропильная система.
Нижняя часть цоколя выложена из белого камня.
Основные габариты церкви 40,5 х 31 м.
Живописность, многообъёмность и цельность объемно-пространственного решения церкви подчеркивается декором фасадов, выполненных с применением фигурной кирпичной кладки. Основная часть храма и притвора обработана ленточным рустом.
Объединяющим мотивом основных объёмов церкви служат горизонтальная тяга и
пояс ширинок по низу стен, а также широкий карниз с поребриком по верху
стен храма, притвора и первого яруса колокольни.
Центральный барабан декорирован широким фризом.
Оконные проемы арочной формы, отмечены архивольтами, опирающимися на колонки с базами и капителями. Прием закрепления углов колонками используется в декоре второго яруса колокольни и папертей.
Характерное для русской архитектуры рубежа XIX–XX веков применение крупных элементов декора нашло отражение в мотиве крестов, украшающих основания боковых барабанов и грани третьего яруса колокольни, а также в мотивах кругов над окнами южного и северного фасадов.
Вертикализм
центрической композиции в интерьере выражен сильнее, чем в облике
фасадов. Внутреннее пространство храма имеет ярусное построение: от
низких угловых частей к центральному пространству.
На четыре крещатых столба и на пристенные пилоны опираются подпружные арки и паруса, несущие своды. Центральная часть храма перекрыта купольным сводом по восьмигранному световому барабану. Остальное пространство храма перекрыто 8-ю крестовыми сводами. Апсида и аналогичные ей гранёные выступы перекрыты сомкнутыми сводами.
Замечательный эффект залитого светом, льющимся из больших окон, восьмигранного барабана (боковые главы глухие) и мягкого полумрака крестообразных частей, освещенных узкими и высокими окнами, создает торжественную атмосферу парения центральной части храма.
Внутри церковь оштукатурена. Столбы и пилоны поставлены на ступенчатые цоколи. По верху стен проходит несложный карниз. Мотив наружных тяг по верху цоколя повторяется на том же уровне в интерьере храма, прослеживаясь на стенах, столбах и пилонах".
На четыре крещатых столба и на пристенные пилоны опираются подпружные арки и паруса, несущие своды. Центральная часть храма перекрыта купольным сводом по восьмигранному световому барабану. Остальное пространство храма перекрыто 8-ю крестовыми сводами. Апсида и аналогичные ей гранёные выступы перекрыты сомкнутыми сводами.
Замечательный эффект залитого светом, льющимся из больших окон, восьмигранного барабана (боковые главы глухие) и мягкого полумрака крестообразных частей, освещенных узкими и высокими окнами, создает торжественную атмосферу парения центральной части храма.
Внутри церковь оштукатурена. Столбы и пилоны поставлены на ступенчатые цоколи. По верху стен проходит несложный карниз. Мотив наружных тяг по верху цоколя повторяется на том же уровне в интерьере храма, прослеживаясь на стенах, столбах и пилонах".
Нам в этот раз не посчастливилось попасть внутрь храма (закрыт), замечательные фотографии сохранившихся росписей можно посмотреть у авторов книги. Фотографии чудесные.
И, еще несколько фотографий из интернета. Отчаянный фотограф забрался на колокольню храма. Но ведь как красиво!
Начало здесь.
5 комментариев:
Хотя храм и поздний, и очень эклектичный по своей архитектуре, но очень интересный. С удовольствием посмотрела очень хорошие фото и почитала.Он такой монументальный для села!
Хотела спросить не по теме. Сейчас показали заставку Рузаевки. А в вашем блоге ничего нет про это место? Интересно было бы узнать
Люда, может на "ты" перейдем? А что именно про Рузаевку показали? Мне почему-то район Рузаевский интереснее, чем сам город. Но, видимо, надо исправлять ситуацию. Расскажу обязательно.
Дааа,такая красота!!!Столько деталей в украшении.
Жаль,очень жаль,что рушится.
Есть фото внутри храма мая 2021 года...не знаю, как переслать вам...
Ой, как замечательно! В профиле есть эл.почта и, на всякий случай, еще одна mordovochka@mail.ru
Буду очень рада, добавлю их в свой рассказ и напишу кто автор снимков, если Вы представитесь.
Отправить комментарий