Шейн-Майдан - русское село Атяшевского района.
Центр сельского поселения. Постоянное население 242 человека по переписи 2010года.
Центр сельского поселения. Постоянное население 242 человека по переписи 2010года.
Расстояние от Атяшева до села Шейн-Майдан - 15 км.
Всего 15 километров, но проехав их однажды, на второй раз решиться не просто. Почва там - сплошная щебенка, облако пыли, словно смерч, следует за машиной и покрывает все толстым белым слоем.
Документально подтверждено, что село возникло в 1688 году и
принадлежало боярину, генералиссимусу Алексею Семеновичу Шейну.
Некоторое время этим поместьем владела царская семья. Позже оно
переходило к разным помещикам, а к 1785 году большая часть земли принадлежала дворянам Ижориным. Жили они в
барской усадьбе, окруженной прудами и великолепным садом.
Сын их, Петр Алексеевич Ижорин, был инициатором строительства в селе каменного храма, возведение которого было
одобрено преподобным Серафимом Саровским. На
воплощение замысла в жизнь ушло целых 20 лет. Каменный храм поражал
своим архитектурным изяществом и великолепным убранством. Когда дошло до
освящения престола, Петр Алексеевич снова отправился к старцу Серафиму в
Саров, однако от преподобного он услышал, что "на том месте будет
святая обитель". На обратном пути домой он заболел и вскоре умер, а храм
остался не освященным. Усадьба была приобретена дворянином
Рафаилом Федоровым. Он по частям заложил имение в Опекунский совет,
попал в долговую кабалу, забросил пустовавший храм.
В 1885 году в
Шейн - Майдан прибыл старец Игнатий Вершин, задумавший заложить возле
брошенной церкви монастырь.
"В 1888 году старец избрал в качестве
организатора новой общины Феодосию Семеновну
Сыпину, прожившую в Чуфарове 15 лет. Однако Федоров выгнал монахинь из
имения.
Феодосия отправилась в паломничество в Иерусалим, где приняла
постриг с именем Феофания.
В 1901 году, по предписанию Епископа
Симбирского Никанора, Феофания возвращается в Шейн - Майдан и становится
настоятельницей женской общины из 29 человек.
В число
благотворителей вошли: помещик Алексей Рафаилович Федоров, искупивший
вину отца перед Богом; дворянин, статский советник, почетный мировой
судья Ардатовского уезда Федор Карлович Фонъ Вендрих; дворянка Любовь
Николаевна Скрипицина; корнет Николай Петрович Пашенский, купец Николай Иванович Шехабалов.
Горячими сторонниками устроения монастыря выступили и майданские
крестьяне. Собранных средств хватило, чтобы начать реконструкцию храма и
заложить келейный корпус. 12 января 1903 года епископ Никанор освятил
храм, простоявший пустым 70 лет, в честь иконы Божией Матери "Отрада".
Так, на месте усадьбы дворянина Алексея Рафаиловича Федорова близ села Шейн -
Майдан и речки Греховой на вершине холма возник Шейн - Майданский Богородице - Отрадный женский монастырь.
10 марта 1904 года Указом
Симбирской Духовной Консистории исполняющей должность
настоятельницы Шейн - Майданской женской общины назначается Филарета.
Монахиня
Филарета родилась в 1855 году. В возрасте 14 лет поступила в Сызранский
женский монастырь в число послушниц, облачена в монашеский рясофорь в
1888 году.
С 1904 по 1911 годы игуменья Филарета
построила деревянный храм Казанский, несколько келейных корпусов, сумела
обзавестись обширным хозяйством. Занимались скотоводством, разводили
породистых лошадей. За отлично - усердные труды настоятельница
награждена золотым наперстным крестом (5 июня 1911г.).
За время
своего управления с 1904 по 1926 годы игуменья Филарета сумела привести
обитель в самое цветущее состояние. Из ведомости о монашествующих Шейн -
Майданского Богородице - Отрадного женского монастыря Симбирской
Епархии Ардатовского уезда за 1916 год видно, что число сестер общины
было 85 человек.
В обители каждодневно отправляются церковные службы
по общему уставу церкви. Кроме общего богослужения отправляются также
утренние и вечерние правила. В праздничные и воскресные дни после
богослужения проводятся чтения из религиозно - нравственных книг, статей
поучительного характера.
В 1918 году последовали первые реквизиции, затем община,
пытавшаяся сохранить себя, заявила о готовности структурироваться в
артель. В 1919 году община реорганизовалась в трудовую коммуну. Многие
монахини и послушницы вышли из монастыря. Хозяйство коммуны вела бывшая
настоятельница Шейн - Майданского женского монастыря Филарета и 28
монахинь. В хозяйстве имелось 67 десятин земли, 7 десятин лугов и сада,
несколько десятин леса, 4 рабочих лошади, 5 голов крупного рогатого
скота и пасека. В 1926 году, несмотря на успехи, власти насильственно
выдворяют игуменью Филарету и монахинь. Шейн - Майданский монастырь был
почти полностью уничтожен, а последние оставшиеся строения были заняты
школой крестьянской молодежи (ШКМ, 1926 год). Храм, построенный
дворянином Петром Алексеевичем Ижориным и освященный епископом Никанором
в честь иконы Божией Матери "Отрада" был взорван с третьей попытки в
1931 году. Второй храм, Казанский, построенный игуменией Филаретой,
реконструировали для проведения культурно-массовых мероприятий." (А. БУХАРКИН)
И вот, 18 марта 2015 года епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин провел совещание
по вопросу возрождения женской монашеской пустыни-скита на территории
с. Шейн-Майдан. Мы были там в августе. К скиту можно проехать двумя путями.
Первый - через санаторную школу-интернат.
Второй - от села Шейн-Майдан.
Дорога от села Шейн-Майдан к скиту ведет по крутому склону на вершину холма.
Вот так сейчас выглядит скит. Буду следить за новостями епархии.
Последние новости из скита.
А пока расскажу о старом храме села Шейн-Майдан.
Первый - через санаторную школу-интернат.
Второй - от села Шейн-Майдан.
Дорога от села Шейн-Майдан к скиту ведет по крутому склону на вершину холма.
Вот так сейчас выглядит скит. Буду следить за новостями епархии.
Последние новости из скита.
А пока расскажу о старом храме села Шейн-Майдан.
Храм деревянный, построен в
1889 году. Освящен в честь Илии пророка. И хоть на сайте написано, что здание передано верующим и в настоящее время восстанавливается, это не соответствует действительности. Может оно и передано, но работ пока никаких не ведется.
Войдем в открытые двери.
Мы были в селе 4 августа, а 2 августа, в Ильин день в храме проходила служба. Об этом нам рассказала местная бабулечка. Это было впервые. Может это и станет началом восстановления храма?
4 комментария:
Интересная история. Грустная. Может быть и возродится храм.
Храм новый стоит и службы идут ! Алелую
Я сегодня была там. В новом храме, в честь Богородицы, идет служба. Ведет службу прекрасный батюшка Василий. Когда с ним разговариваешь от него идет такая благодать. И сам переполняешься этой легкостью, благодатью. Очень бы хотелось, чтобы и храм в честь Святой Илии заработал. И чтобы нашего батюшку Василия больше никуда не посылали, а служил бы тут у нас.
А литургия там каждый день?
Отправить комментарий