Последний бастион Сурского острога. Это заголовок статьи авторов Ермила Задорина и Алёны Князевой о последнем храме Казанской иконы Божией матери в селе Первомайском.
"В этом живописнейшем месте на крутом берегу Суры ныне проживают чуть больше ста человек. Школу здесь закрыли несколько лет назад, и молодёжь перелётными
птицами потянулась туда, где есть перспективы. В некогда богатейшем
селе Поволжья остались лишь те, кто не в силах оторваться от родной
земли, да старики, доживающие свой век. А вместе с ними, безо всякой
надежды на возрождение, в центре села умирает храм…
- Я повидал много заброшенных храмов. Это большая редкость и большая
удача - найти настолько хорошо сохранившийся, - рассказал нам Дмитрий
Илюшин, исследователь заповедных мест Ульяновской области.
О ней в Ульяновской области мало кто знает - слишком трудно
попасть в Первомайское, зажатое в кольцо двумя взгорьями и рекой. Да и
за какой нуждой случайный человек поедет в такую глушь по единственной
дороге…
А ещё каких-то сто лет назад жизнь здесь била ключом.
- Народ у нас всегда отчаянный жил, крепостного права не знал, -
не без гордости говорит Геннадий Кащихин, глава сельского поселения. - Никого не признавали - ни царскую власть, ни советскую,
всегда сами по себе.
Но какими бы сорви-головами ни были местные жители, имя Божье они
чтили: самый первый деревянный храм - во имя Казанской иконы Божией
Матери - появился в Сурском Остроге почти сразу после основания села и
сгорел в 1812 году. К 1818 году было закончено строительство первой в
селе каменной церкви. Что с ней стало - не известно. Но уже в 1899 году в
селе началось строительство нового каменного храма, чей остов и поныне
привлекает любителей истории.
Храм пустует уже больше полувека - его разграбление началось после
Великой Отечественной войны. Нет колокольни. Её разобрали по кирпичику,
чтобы потом выдать в качестве премии ударникам производства. Печки,
сложенные из церковного кирпича, до сих пор греют первомайцев в лютые
морозы.
Но, несмотря ни на что, и по сию пору под церковными сводами
сохранились фрески. Старинную роспись не стёрли ни годы запустения, ни
все гонения на церковь. Только снизу краску «съели» удобрения, которые
складировались в бывшей церкви.
Кажется, лики святых с укоризной смотрят на случайных гостей,
безмолвно спрашивая: «За что?..». А
вот чего здесь действительно не встретишь, так это современной
наскальной росписи а-ля «Здесь был Вася».
-Деньги на строительство храма собирали всем миром. Ведь почти 2,5
тысячи человек здесь в те времена жило, - говорит Геннадий Кащихин. - А
если не хватало, в Питер ездили с шапкой стоять.
Правнуки помнят, какой ценой дался этот храм их предкам. Помнят и
чтят. А может быть, просто боятся мести этого места, которое не раз
показывало людям свои сложный характер…
Строительство храма заняло не один год, и всё это время несчастья
преследовали Сурский Острог одно за другим. 20 мая 1904 года село объял
страшный пожар. Огонь уничтожил восемьдесят домов на Большой улице. Не
прошло и двух дней, как жителей потрясло новое страшное известие - в
строящемся храме погиб ребёнок - взялся играть на строительных
лесах, споткнулся и упал в чан с раствором.
Не успели в селе оплакать ребёнка, чью жизнь забрал храм, как 12 июня
молния убила 26-летнего пастуха. А спустя неделю
Сурский Острог накрыл сильный ливень с градом, побившим у многих
крестьян урожай.
За что острожцы так прогневили Бога? Видно, было за что:
«Преступления в здешнем селе есть: воровство хлеба из амбаров, лошадей,
душегубство пчел, кражи медов, тайное любодейное и прелюбодейное
насилие, соединенное с угрозами поджогов и человекоубийств…» - писал о
нравах, царящих в этом местечке, священник Илларион Добро-смыслов,
составлявший церковную летопись Сурского Острога.
Жители, поражённые чередой дурных предзнаменований, надеялись, что с
установкой крестов на храме вереница их несчастий закончится. Это
знаковое для всего села событие было намечено на 22 ноября 1905 года. Но
и при поднятии креста случилось несчастье: «Сначала подогнулся нижний
конец его, который выпрямили народом при помощи ваги; далее в поднятии
на среднем расстоянии от земли до места креста на храме канат, на
котором он поднимался, оборвался; крест упал на крышу храма, никого не
ушиб, и никто из поднимающих не упал. Во второй раз не без усиленного
труда подняли крест при помощи Божией и Святых Его благополучно», -
читаем мы у Добросмыслова. Прихожане были подавлены - ничего хорошего
это ни для нового храма, ни вообще для села не предвещало…
Работы на строительстве прервались на несколько лет. Только в 1909
году крышу новой церкви покрасили, завершили кладку колокольни. А летом
1911 года закончились и штукатурные работы.
В марте 1914 года в новую церковь был привезён колокол, весом 124
пуда 36 фунтов, с языком в 5 пудов 23 фунта, заказанный на нижегородском
заводе братьев Приваловых. Стоимость покупки составила 2 536 рублей 91
копейку. Во время Великой Отечественной войны колокол снимут - он пойдёт
в переплавку на патроны. Но это будет потом, а в марте 1914-го жители
надеялись, что малиновый звон нового храма прекратит череду
непрекращающихся несчастий, пожаров и случайных убийств.
Совпадение это или ещё один зловещий знак, но освящение храма
состоялось в октябре 1917 года - ровно за две недели до октябрьской
революции.
Храм был удивительной красоты, он стал прекрасным образцом культовой
архитектуры периода эклектики, выдержанный в формах русско-византийского
стиля.
Но на этом история его не закончилась. Вплоть до окончания
Великой Отечественной войны храм действовал, его двери всегда были
открыты для прихожан.
- Наш храм был первой звонницей на всю округу. Со всех окрестных сёл
на церковные праздники люди сюда съезжались. Правда, местное население
не очень-то гостеприимно их встречало, - продолжает Геннадий Кащихин. -
Пока те стояли службу и молились, наши жулики снимали колёса с подвод. У
своих-то не воровали, а у других зазорным не считали…
И всё же, несмотря на всю противоречивость своей паствы, небесные
покровители села не оставляли людей и часто предупреждали о несчастьях."
А теперь много фотографий храма, до сих пор поражающего своей красотой.
Корона на вершине надглавного креста встречается не часто.
Архимандрит Макарий в своем труде "О форме крестов на
главах храмов и колоколен" писал: "...на некоторых храмах поверх
крестов имеются короны. Но короны эти, как думают, приделаны только к тем
храмам, которые находились в особенных отношениях к коронованным лицам".
Корона помещалась на вершину надглавного креста в знак
того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования
из царской казны.
Священное Писание называет Иисуса Христа Царем царей и
Господином господствующих. И царская власть - тоже от Бога. В знак признания
этого сами короны христианских царей украшены крестом.
Очень часто корона на вершине накупольного креста
указывает, что перед нами Царский крест, или Крест Небесного Царя - Иисуса
Христа.
Начало здесь.
Дааааа,ничего себе история!!!
ОтветитьУдалитьА храм-то какой огромный.И ведь войну выстоял и советское время...и крест до сих пор стоит!!!А ведь их первыми скидывали.
Очень-очень жаль храм.Прям грустно(
Да, факт удивительный!
ОтветитьУдалитьВозможно все то, что нам говорили гонении духовенства была выдумка.
Мой второй прапрадед был благочинным в Лаишевском уезде Казанской губернии, но никаких гонений не претерпел, его дети все либо с медицинским образованием, либо с духовным и у всех проблем новой властью не было.
Остается искать ответы на вопросы в геополитике. Почему недавно в Сурском остроге била жизнь ключом, а нынче Первомайское отмирает?
А мы с женой дом там купить хотим. Меня туда прямо тянет... храм казанской божией матери у нас в 50 метрах в саранске и в первомайском он тоже есть! И река и природа... Вообщем прямо тянет. Может летом там отдыхать будем. Жаль только что газ там по селу не проведен.
ОтветитьУдалитьХорошее место, а на лето можно баллон газа купить.
ОтветитьУдалить