вторник, 7 октября 2014 г.

Варвара фон Верман. По следам баронессы.


" Томас Манн в романе «Будденброки»  описывает историю одной немецкой купеческой семьи в четырёх поколениях и на её примере  показывает крушение буржуазного общества. И происходит этот крах не только и не столько из-за того, что сама семья вырождается, а ещё и потому, что вымирают традиции европейской буржуазии и на смену буржуа старого склада, мецената и общественного деятеля, приходит некультурный и эгоистичный капиталист нашего времени. Есть свои «Будденброки» и у Риги – Семья Верман (1, 2, 3).
  И в их судьбе, словно в романе Манна, отразилась история рижской буржуазии XIX века."
Я хочу рассказать о представителях Верманов, судьбы которых были связаны с Мордовией.
В 1844 году Кристиан Генрих женился на дочери генерала князя Павла Купреянова. Сейчас уже никто не может дать точных сведений о семье и судьбе баронессы Варвары Павловны фон Верман. Известно, что ее отец был влиятельным человеком. А сама Варвара Верман, урожденная Купреянова, появилась на свет в 1823 году.
 Кристиан Верман очень много сделал для Риги и хотел жить и умереть только здесь.
 А вот его жена Варвара Павловна  оставаться в Риге не пожелала. Несмотря на то, что она состояла во многих попечительских комитетах и председательствовала в Александровском женском комитете, она решает оставить Ригу и поселиться в своём имении в селе Мариуполь в Мордовии. Там Купреяновым принадлежала обширная усадьба с красивым домом, церковью и родовой усыпальницей.
Барон Верман у жены бывал наездами.

Историю баронессы Варвары фон Верман 
 до сих пор помнят многие жители тех краёв.
 По рассказам сельчан, женщиной она была властной и не терпящей неповиновения. Крестьян особо жестоко наказывала за воровство. Кого забивали, кого на кол сажали. И перед смертью якобы предвидела, что родовой склеп будет разграблен. Поэтому находясь на смертном одре, барыня прокляла всех, кто посягнет на родовой склеп и на ее могилу. Умерла она в 1889 году. 
"В 1848 году в Мариуполе  помещицей Купреяновой был построен приходской храм – деревянный, двухэтажный, с четырьмя престолами – Тихвинской иконы Божией Матери, великомученицы Варвары, Святителя и чудотворца Николая и преподобного Сергия Радонежского. В 1854 году ею же был построен деревянный кладбищенский храм. Мариупольские храмы посещали прихожане из Елизаветинки, Петровки, деревни Ташлы.
В 1900 году в селе была открыта школа.
  До 20-х годов прошлого века в Мариуполе была прекрасная барская усадьба. Архитектурный ансамбль из нескольких домов, связанных друг с другом, был украшением села. При советской власти усадьбу растащили и сожгли. До настоящего времени остался лишь один флигель, в котором длительное время располагалась начальная школа. Вокруг усадьбы был огромный сад, в котором летом красиво били фонтаны из земли. Владельцами усадьбы были Верманы. Им принадлежало несколько окрестных деревень."


"В селе вспоминают о семействе Верманов потупив глаза. Старожилы до сих пор не забыли, как их предки разрушили церковь Верманов. Кирпичи из фундамента растащили на колхозные нужды, из досок обновили мост. К удивлению сельчан, его снесло течением. Каков же был их ужас, когда унесло и второй мост. После этого церковный материал больше не использовали. В ход пошли гробы из усыпальницы и кресты. Самые красивые использовали под лари, из остальных делали ведра, ковши. Останки тел выбрасывали куда попало. 
Мраморную плиту вытащили на пригорок возле церкви. После этого она стала достоянием сельчан. Колокол к тому времени с церкви уже сбросили и вывезли, остался только язычок. Им-то находчивые мариупольцы и крушили гранит: дети — на игрушки, взрослые — на стеклорезы и кремень. В середине 50-х  квартирант из Москвы притащил плиту к дому Алексея Архипова и положил перед дверью. «Дед мой очень ругался, когда узнал о случившемся, — вспоминает Архипов. — Плита пролежала всего два дня. Мы ее обмотали проволокой, оттащили к дороге и засыпали землей». Месть баронессы была ужасной. Через несколько месяцев внезапно умерла 8-месячная дочь Алексея Архипова, а немного спустя неизвестная болезнь скрючила и его самого. Другая старожилка Мариуполя — Анна Танаева поведала, что ее свекор тоже приволок одно из надгробий на огород: «Оно еще стариннее, чем Варварино. На семью после этого напал тиф. Из пяти сыновей свекра только двое выжили».  
Нынешний Мариуполь - русская деревня Большеберезниковского района.  Постоянное население 215 человек (перепись 2010г).
Сейчас от большого когда-то поместья остался полуразрушенный дом управляющего. Да и тот сохранился только благодаря тому, что в последние годы в нем была школа.







 Фотографии с сайта Геокешинг.



Сейчас бывшее кладбище выглядит так.



Село ничем неприметно. Разве что только наличники домов радуют глаз.





























Продолжение 1 и 2 .

 

9 комментариев:

  1. Валя, люблю историю! Читала про людей, причастных к расстрелу семьи Николая 2, несколько поколений было наказано.
    Дома у вас нарядные, крашенные, наличники резные, на 5 окон,у нас проще, на 3 окна, надо присмотреться к своим.Жалею заброшенные дома, ведь кто-то с любовью их строил, жил, радовался.

    ОтветитьУдалить
  2. От такой истории- мороз по коже...
    А дети учились в этой школе- там ничего страшного не случалось?

    ОтветитьУдалить
  3. Дааа,история....К сожалению в те годы ко многим кладбищам так относились((У нас в городе на месте старого кладбища многоэтажки построены и ветка узкоколейной железной дороги,так вдоль неё ещё недавно в зарослях стояли кресты и люди приходили к своим родственникам на могилки,а сколько людей уже не могли этого сделать((

    ОтветитьУдалить
  4. Галина, с тех пор, как надгробный камень вернули на место, страсти улеглись.

    ОтветитьУдалить
  5. Из истории не всё верно!

    ОтветитьУдалить
  6. Так представьтесь и расскажите Вашу точку зрения.

    ОтветитьУдалить
  7. Добрый времени суток! Подскажите пожалуйста, что сейчас с этим имением?

    ОтветитьУдалить