пятница, 11 июля 2014 г.

Моя Мордовия. Ичалковский район. ПапУлево.

Папулево  - эрзянское село в Ичалковском районе, существовавшее уже в XV веке. Находится на реке Алатырь.


В 16 веке, когда  Иван Грозный совершал свой поход на Казань и проходил через владения папуловой мордвы, последние совместно с жителями соседних старинных селений пополняли русские войска личным составом, поддерживали продовольствием...
Папулевцы принимали активное участие в крестьянских войнах. Многие из них воевали в  войсках Степана Разина. Несколько семей «разинцев» из Папулева погибло в сражении с правительственными войсками у села Тургенево. Мордовское население среднего течения реки Алатырь (Папулево, Береговые Сыреси, Селищи, Болдасево) продолжало сопротивляться правительственным войскам и тогда, когда восстание Разина шло на убыль.


 Хочется рассказать с каким упорством жители села строят новую церковь. 
Храм в селе существовал уже в первой половине XIX века. И было их даже два: летний - в честь Николая Угодника и зимний - в честь великомученика Пантелеймона. 
В 2003 году было начато строительство нового храма. А так как не нашлось, как часто бывает в других селах, состоятельных земляков, затянулось строительство более чем на десять лет. На данный момент возведены стены. Есть купола, ждущие своей очереди аж с 2012 года.






 А еще, крыша, внутренняя отделка - даже трудно представить, когда стройка закончится. Пока службы ведутся в приспособленном помещении. Даже с колоколенкой.


Рядом с новой церковью есть вот такая купальня. Но это не родник. Я бы сказала, что это артезианская скважина. На трубе, выходящей из земли, стоит задвижка. И есть кран, открыв который, можно налить воды.



Пока купальня не очень уютная - видимо, не дошли пока до нее руки.


Всегда обращаю внимание на домовую резьбу. В Папулево в этом плане есть на что посмотреть.







И снова встретился колодец - журавль.


И вот такой экземпляр ретро-техники. Сколько мы их уже встретили в селах Мордовии - музей можно создавать.


 В селе есть памятник погибшим воинам. Все чаще стали встречаться такие формальные, дешевые, бездушные щиты с фамилиями. Сделано явно для "галочки".


Фотографии плотины на Алатыре в окрестностях села можно посмотреть здесь.

13 комментариев:

Ирина(Ирика) комментирует...

Да,сложно построить храм с маленьким приходом, дай Бог помощь закончить строительство!!!
А колодцы-журавли часто в рязанской области встречаются))У моей свекрови в деревне под Рязанью такой есть,и у тётки,тоже в рязанской области(только в другой стороне) был такой.Мне понравился он в использовании,не так тяжело поднимать ведро из него.

Анонимный комментирует...

Мой дедушка был родом из Папулево, и я ездила туда в детстве на лето к его родственникам ) Приятно вспомнить, спасибо за фотографии.

Анонимный комментирует...

Как выяснилось, мой дед тоже родился в с. Папулево в 1909. Но жил в дальнейшем в г. Нижний Тагил. Теперь я точно знаю место рождения деда.

Анонимный комментирует...

Мой прадед — Станкин Сергей Иванович — тоже родился в Пакулево в 1907 году.

Валюня комментирует...

Спасибо, что поделились воспоминаниями.

Анонимный комментирует...

Добрый день!
Как приятно видеть мою фотографию в самом начале. На ней мой родной дом, где я выросла и была безгранично счастлива! Это лучшее место на Земле!

Анонимный комментирует...

Добрый день!
Как приятно видеть фотографию, сделанную мною, в самом начале страницы. На ней мой родной дом, где прошло мои детство и юность… Жители села - скромные, доброжелательные и трудолюбивые люди. Где бы ни была я, но в особо важные жизненные минуты, как в машине времени, возвращаюсь к своему родному селу, где начался мой род.
Это лучшее место на Земле!

Валюня комментирует...

Здравствуйте. Это моя фотография. Видимо, фотографировали с одного места.

Анонимный комментирует...

Добрый день! Мой дед, Лукьянов Александр Дмитриевич (род. 8 июля 1927 г.) родился и вырос в этом селе. После войны переехал в Горный Алтай, где женился на моей бабушке.

Валюня комментирует...

Спасибо Вам за комментарий.

Анонимный комментирует...

Я,Прокаев Валентин Петрович,родился в Папулеве.

Анонимный комментирует...

В этой деревне жил мой дедушка Станкин Иосиф Андреевич 1911 г рождения,который погиб в 1941 г в немецком плену.

Анонимный комментирует...

Мой дед Станкин Иосиф Андреевич 1911 г.р тоже жил в этой деревне.Наверно мы с вами родственники.