суббота, 10 сентября 2016 г.

Белый Ключ




Белый Ключ (Рождественское) - русское село в Лунинском районе Пензенской области.
Расположено в 7 километрах от Большого Вьяса, на краю большого лесного массива.


Основано казаками Саранской черты во второй половине 17 века на одноименном ручье. В описании сказано: село стоит «при Белом Ключе».
Сведения о селе и о храме краткие и путаные.
В январе 1709 года  в имении графа Гавриила Ивановича Головкина была построена  деревянная однопрестольная церковь Рождества Христова и с дворов  была положена дань: попова, дьячкова и просвирницына. При церкви находился поп Михаил Харитонов, которому 17 января того же года был выдан антиминс на освящение церкви.
Наверное, это был первый храм в Белом Ключе, потому что  по другим источникам и в 1876 году в селе  была построена церковь.
"В 1920 году она сгорела (даже от ограды сохранилось лишь 15%), и вместо нее на старом каменном фундаменте из смешанного леса был построен новый храм. Он был крыт железом, и наполовину обшит тесом (к 1927). В 1924 году была построена новая, крытая соломой, сосновая сторожка.
С 1887, и, по крайней мере, до 1913 года священником здесь был Феодосий Патрикеевич Лавров. В 1917 г. ему было бы уже 78 лет, поэтому в советские годы он, вероятно, долго не служил. Кто был его приемником, неизвестно; в 1930-1932 годах в Белом Ключе служил схиархимандрит Викентий (Титов).
После его ареста в 1932 году священника в Белом Ключе, вероятно, уже не было, а последним известным священнослужителем был диакон Иван Трофимович Червяков. Он родился в 1895 году в Белом Ключе; в 1932 – уже арестовывался, отсидел три года и, вернувшись, снова служил в родном селе. В октябре 1937 года Ивана Трофимовича снова посадили, уже на 10 лет. Удалось ли ему выжить на этот раз – неизвестно.
Церковь в Белом Ключе была закрыта в 1932 – 1935 годах. В апреле 1936 года писалось, что она “не закрыта, но не функционирует по причине ея непригодности, имеется акт техника о ея ветхости”; непонятно, имела ли здесь место фальсификация, или за два года бездействия здание действительно развалилось.
В том же 1936 году белоключевцы ходатайствовали об открытии церкви: “Мы, нижеуказанные граждане Б. Ключа Софийского с/с Больше-Вьясского района Мы чувствуем нам Великой Сталинской Конституцией дано право /ст. 124/: свобода совести. И мы убежденные в религии которые убеждения мы не можем сломать в своих душах. Мы не требуем от нашего советского правительства и партии, мы только просим покончить нашу стариковскую жизнь. Дать нам дожить в привитых нам религиозных убеждениях – открыть нам нашу церковь.
Ваш ответ со всякими распоряжениями дойдет старику 70 лет по Куйбышевскому краю Б. Вьясского района, Софийский приход с. Белый Ключ Илье Михайловичу Ковалеву.
Мы все изложенное подтверждаем всеми своими подписями. (Далее следует 175 подписей)”.
Бумаги долго ходили по исполкомам, белоключевцы (члены церковного совета И. С. Мотавкин, М. С. Засыпкин, Н. Н. Косянков) еще раз просили разрешить службу, но церковь, разумеется, так и не открыли.
В ней было зернохранилище; в 50-х годах церковь еще стояла, а снесли здание, видимо, в 60-х."
Мы давно собирались съездить к источнику, давшему название селу.  
Белый Ключ или Святой Ключ расположен в лесу к востоку от села и является истоком ручья, давшего название Белому Ключу. Название это впервые фиксируется в 1673 году: «в Пензенском уезде Шукшинского стану деревня Белый Ключ, на Белом Ключе, а в той деревне за Федором Матвеевым Тоузаковым один двор помещичий с дворовыми людьми и два двора крестьянских...».
Существовали разные версии о происхождении названия – «в верховьях ручья вода имеет беловатый оттенок  заметный даже невооруженным глазом.


Таковое свойство воды в ручье объясняется легко тем, что последний берет свое начало в грунте меловой горы и протекает по руслу с меловой почвой (в верхней части)».







Были и другие попытки материалистически объяснить святость источника: будто бы некогда кто-то повесил на дерево над родником икону, а местный крестьянин, увидев в воде ее отражение, рассказал всем о чудесном явлении, с чего и пошла молва и потоки паломников. Но как бы то ни было, а почитание источника в народе остается неизменным. В 1992 г. жители устроили над ним часовенку, и к ней постоянно едут и идут богомольцы.
     А теперь, фотоотчет о нашем путешествии в Белый Ключ. От Старых Турдаков (Мордовия) до Белого Ключа 3 километра грунтовки. На большей части вполне приличной.


Даже подъехав к самой околице села, дома рассмотреть не получается - они утопают в зелени деревьев и зарослях травы.



Пруд выглядит старым и заросшим, как и сама деревня.



У крайнего дома жгли ботву. Дым привлек наше внимание и мужчины отправились туда узнать  про дорогу до родника. Заодно узнали, что на зиму в деревне остается три человека.


Дорога к источнику проходит мимо меловой горы.




Справа от тропы, по которой мы идем, достаточно глубокий овраг, по дну которого течет вода из Белого Ключа.




 Дорога уходит в глубь леса.



Красивое место, таинственное, глухое.


Неожиданно сквозь ветви деревьев показалась деревянная часовенка, словно сказочная избушка.




К сожалению, некогда красивая часовня и деревянная лесенка к источнику находятся в плохом состоянии. 




Вода течет из серой трубы. Муж не разрешил мне спуститься, сфотографировать поближе.



В часовне оборудована купель и очень хорошо виден цвет воды.

















Склоны оврага поросли деревьями.




На обратном пути прямо вдоль дороги  насобирали грибов на вкуснейшую жареху.












Замечательно прогулялись, увидели просто волшебное место, получили массу приятных впечатлений.



3 комментария:

ОЕ комментирует...

Красивое место. Желательно увидеть на яву.

галина комментирует...

В Пензе я была, правда зимой и на родники не ездила. Как жалко, что сейчас люди брезгуют субботниками- лучше бездельничать и на диване лежать, чем помочь восстановить
такую красоту...

Анонимный комментирует...

Еще В Спасске есть родник.за ним там всегда следят.