вторник, 9 февраля 2016 г.

Моя Мордовия. Старошайговский район. Мельцаны.

Мельцаны - русское село, один из старейших населённых пунктов Старошайговского района. Население  - 940 человек. 




 

 Первое упоминание о селе относится к 1595 г. До 1705 г. Мельцаны были государственной деревней, затем по указу Петра I переданы князю П. А. Голицыну. 
  После этого население села начало быстро расти. В 1725 году это уже был самый крупный населенный пункт района, где проживало около 1100 человек. В 1731 г. здесь была возведена Христорождественская церковь.
            После Голицыных, в 1734 году, поместье перешло в собственность господ Габбе. «Мельцанская» ветка рода Габбе пошла от генерал-майора Александра Андреевича Габбе, участника Бородинского сражения, боёв при г. Вильно, Дрездене, Лейпциге, награждённого орденами и золотой шпагой «За храбрость».
  После его смерти в Мельцаны переехала Варвара Григорьевна - жена Александра Андреевича - с трехлетним сыном. Она восстановила усадьбу по прежним границам, распахала пустующие земли. Григорий Габбе - сын Александра Андреевича – открыл в селе сначала суконную фабрику, а после отмены крепостного права вместо нее организовал молочную ферму. Последний мельцанский барин - Александр Григорьевич Габбе ( на фото сидит)  остался в памяти жителей как добрый и отзывчивый человек. 


В 1892 году при нем была открыта церковно-приходская школа. В 1914 году он построил винокуренный завод, известный сегодня как Мельцанский спиртзавод.  







        
Еще от господ Габбе в Мельцанах сохранились остатки барского сада - островок зелени посреди полей- это место называют «Гравин сад» Несколько деревьев, небольшой родничок – всё, что осталось от некогда огромного барского сада. Гравин сад остаётся излюбленным местом отдыха сельчан, здесь они любят устраивать пикники, отдыхать семьями. 
А когда-то, по воспоминаниям местных жителей, внутри парка, обнесенного изгородью были не только яблони, которые давали небывалый урожай, но и огромная оранжерея, где росли апельсины, персики и прочие экзотические фрукты. Барин Габбе раздавал яблоки возами. Бывало и такое, что крестьяне ими кормили скотину. 
Габбе на зиму уезжал в Грецию, первым в округе заимел автомобиль, привез водителя-грека, которого народ называл «черный». Алексанр Габбе спокойно принял октябрьский переворот. Убеждал крестьян, что ломать и жечь ничего не надо – самим пригодится при новом строе. Но барский дом все же разграбили.



 С барской семьей крестьяне обошлись по-хорошему, видимо, помня доброе к ним отношение. Александру Габбе всем миром отстроили новый дом, выделили земельный участок и дали семян. Вместо побега за границу Габбе остались жить в Мельцанах. Дочери вели домашнее хозяйство, отец работал на земле. Так они прожили в Мельцанах почти десять лет. Жили бы, может, и дольше, но в 1926 году случился пожар, во время которого сгорел их дом. Габбе вместе с семьей переехал в Москву.
           В конце 1970-х годов в селе был вскрыт фамильный склеп Габбе. Захоронение было "открыто" совершенно случайным образом, когда колёса проезжающего грузовика провалились в какую - то яму. Через могилы пролегала центральная дорога, ведущая к спиртзаводу. По другой версии, дорога обрушилась под ногами проходящего мужика. Осмотрев открывшуюся дыру, он обнаружил кирпичную кладку, сбегал домой за ломом и с помощью инструмента расширил отверстие так, чтобы можно было спуститься вниз. Взору набежавших крестьян открылся цинковый гроб. Поверхность его покрывала узорчатая гравировка. По углам гроба находились фигуры ангелов, их впоследствии растащили на сувениры. На крышке выделялось по грудь стеклянное окошко, сквозь которые смутно виднелись череп и рёбра. Попытки поднять крышку гроба успехом не увенчались, она была запаяна. Ничего не оставалось, как проникнуть внутрь через стекло. По другой же версии, гроб удалось разрубить. Среди костей находились кое - какие украшения; в волосах лежал гребешок. Судя по надписи на чёрном полированном граните, здесь покоился прах мельцанской барыни Елизаветы Александровны Габбе, вдовы коллежского секретаря.

Елизавета Александровна скончалась в 1906 году, старожилы помнили пышные похороны и обильные поминки. Каждому крестьянину, помянувшему барыню, давали с собой пшеничный калач, чтобы не с пустыми руками отправляться домой с трапезы. Её могила была не единственной. Мужики тут же принялись долбить кирпичные стены склепа, чтобы проникнуть в "соседнее помещение" Однако крепкая кладка поддавалась с большим трудом. Местный участковый, подоспевший в самый разгар работ, прекратил безобразия, разогнав «археологов» по домам. Сотрудники Старошайговского РОВД, прибывшие из райцентра к месту событий, составили необходимые акты и протоколы. Некоторое время гроб стоял в морге при больнице, любопытные ребятишки бегали смотреть на страшную находку. Потом вдову похоронили на сельском кладбище. Теперь уж вряд ли кто вспомнит, где находится её могила и стоит ли над ней какой-нибудь знак. По слухам, из гроба был похищен золотой нательный крест. Однако он не принес новому хозяину ни благосостояния, ни счастья, а, напротив, одно расстройство и неприятности. С тех пор по ночам хозяина стали преследовать бессонница и кошмары. Очевидно, это говорил голос совести, а может быть, ещё что. Всё наваждение закончилось только после того, как он пошёл на кладбище и оставил там своё сокровище. Школьники, охочие до острых ощущений, продолжали лазить в склеп и обнаружили подземный ход, ведущий в направлении спиртзавода. Тоннель, однако, оказался засыпан землёй, поэтому выяснить, куда он выводит, не удалось. Вскоре склеп завалили грунтом, а всю дорогу выложили бетонными плитами. Впрочем, гроб Елизаветы Александровны был не первой находкой подобного рода. Когда в 51-м году ломали каменный мельцанский храм, в подвале обнаружили цинковый гроб, висящий на огромных цепях. Более всего рабочим завода запомнилось шёлковое тёмно-коричневое платье. Гроб погрузили на телегу и отвезли на кладбище. Фамильный склеп Габбе находился при храме, и когда храм снесли, то новую дорогу к спиртзаводу проложили прямо по тому месту, где стояло здание церкви.

 

  
     В дореволюционное время в селе имелось два храма: каменная кладбищенская Всехсвятская церковь 18 века и построенная в 1831 году помещиками Габбе, также каменная, Христорожественская церковь с приделами во имя Ахтырской иконы Божией Матери и великомученицы Варвары.
           В советское время оба храма были уничтожены.
           Последний Христорождественский храм был разобран на кирпичи в 1951 году.


  В настоящее время служба проводится в здании бывшего универмага. Фото из интернета.

5 комментариев:

ОЕ комментирует...

Интересно. Как важно знать историю своего села. Где все это хранится?

Людмила комментирует...

Валюша, Вы всегда очень интересно пишите о своих путешествиях, о мордовских местах, интересные факты по истории и фото. Читаю с удовольствием. Я еще люблю, чтобы рассказывали о местном производстве, что сохранилось и работает сейчас. Стараюсь всегда поддерживать местных производителей, но когда куда-то приезжаешь на чуть-чуть, не всегда удается об этом узнать. Перед тем, как куда-то ехать. стараюсь изучить сайты городов, но о местных производствах, особенно, конечно, старых и существующих в настоящее время, почему-то сообщают редко. А жаль. Лично мне, конечно. Может, остальным это не очень интересно. Еще люблю читать ( и посещать) проместные блошиные рынки

Валюня комментирует...

Людочка, спасибо тебе за совет. Действительно, промыслы-то были во многих селах. И в Мельцанах в том числе. Надо дописать. Еще раз спасибо. Очень полезный совет.

Анонимный комментирует...

Добрый день! А вы можете еще написать , что в Старошайговском районе в с. Ирсеть существует единственный в Мордовии, уникальный центр Центр экологического туризма Ирсетские Просторы. Здесь можно порыбачить, поохотиться, совершить экскурсии, пожить в Мордовской деревенской избе начала двадцатого века. Накормить и подоить корову, запрячь и проехаться на лошади, заготовить сена, собрать урожай, так как это делали наши предки. Для проживания удобные номера, завтраки включены в стоимость проживания.

Валюня комментирует...

Здравствуйте. Я впервые об этом слышу. Спасибо, что рассказали. Написать я могу, когда сама увижу, своими глазами. Ведь я отвечаю за то, что пишу. Обязательно заедем посмотреть.