суббота, 10 октября 2015 г.

Село горшечников

 Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». Эту за­гадку в старые годы мог отга­дать каждый житель села Сухой Карсун. 
Герой загадки — обычный печной горшок. 


 На его примере можно просле­дить весь путь, который про­ходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. «Ко­панцами» деревенские гонча­ры называли яму или карьер, где добывали глину. С копанца глина попадала на «топанец» — ровное место во дворе или избе, где ее топтали нога­ми, тщательно разминая и вы­бирая попавшие в нее камуш­ки. После такой обработки глина поступала на «кружа­ло», то есть на гончарный круг, где она приобретала фор­му горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высы­хал, его отправляли на «по­жар», а точнее в печь, где пос­ле обжига он становился твер­дым как камень. Но чтобы гор­шок не впитывал влагу, он должен был побывать «на об­варе». Для этого его в горячем виде опускали в квасную гу­щу или жидкую мучную бол­тушку.
Во второй части загадки об­разно и кратко показана даль­нейшая судьба готовой глиня­ной посуды. Вряд ли стоит специально объяснять, как печной горшок «людей кор­мил», а вот почему он в старо­сти «пеленаться стал», совре­менному человеку вряд ли по­нятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили вы­брасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бере­сты, словно пеленали. Обви­тые берестой горшки и другая глиняная посуда могли слу­жить еще долгие годы.

  Сухой Карсун был основан как один из важнейших центров по добыче глины, потому что около села находилось месторождение красных гончарных глин хорошего качества. Именно на базе этого месторождения и возник знаменитый гончарный промысел. История Сухокарсунского гончарного промысла насчитывает не одно столетие.
В 19 веке село Сухой Карсун Карсунского уезда считалось  самым крупным центром гончарного производства Симбирской губернии. Здесь всё мужское население занималось гончарным производством. Ассортимент изделий был весьма широк: квашенки, горшки, кувшины...
 До 1960-х годов кустари и ремесленники были объединены в промысловую кооперацию и, вплоть до распада СССР здесь велась  добыча, продажа, переработка глиняных изделий. 

Активно развивалась торговля, вплоть до конца XIX века в селе устраивались ярмарки глиняных изделий, многие ремесленники на лошадях ездили торговать в Казань, Горький и в другие близлежащие города и поселения.  

В 1960-х годах прошлого века в Сухом Карсуне проживало  порядка 3000 человек. Был построен кирпичный завод, 3 детских сада, школа, столовая, клуб, комплекс по переработке древесных материалов. Была построена система водопровода и колонок. Активно начала развиваться лесохозяйственная промышленность. В начале 1970-х годов в посёлке появилась своя пожарная часть и медицинская часть. С начала 1970-х до конца 1980-х годов были проведены асфальтовые и бетонные покрытия, тротуары. После распада СССР в посёлке начался упадок. К концу 90-х годов XX века закрылся кирпичный завод, остановилась вся лесная промышленность. В 1999 году закрылась школа. Численность населения упала с 3000 до 500 человек. 

Сейчас гончарный промысел в Карсуне практически прекратил своё существование - остался только один мастер - Виктор Александрович Чекуряев. 
Но! В 2002 году в посёлке был открыт Дом гончарного промысла, где работает кружок для сельских ребят, осваивающих навыки старинного гончарного ремесла. А с 2009 года организован музей гончарного дела.




Руководит всем этим хозяйством Ольга Николаевна Андреева. Еще о ней интересно написано здесь.
 Дом-музей оформлен по подобию домов, в которых жили и работали мастера-горшечники. Горшки обычно делали в той же избе, где жила семья - в одной комнате жили, вторая шла под  мастерскую.
Мастерская удивительная - здесь собраны старинные деревянные ножные гончарные круги.




Конечно же мы не смогли устоять и не покрутить эти круги.  





Это место мастера - здесь он сидит, отсюда ему видны все круги и все дети.


Вот так непросто приходится мастеру.

















На полатях под потолком сушили готовые изделия.







Слева на фото - керамическая труба. Такие раньше делали местные мастера. Справа - керамическая деталь самогонного аппарата.


Такая же труба на крыше соседнего дома.


Для обжига готовых изделий с селе существовало несколько горнов - один на 2-3 семьи. Сейчас их осталось только два. И, если судить по тому факту, что горн из села Сухой Карсун поставлен на учет как памятник культурного наследия, осталось их совсем мало.


Нам посчастливилось увидеть подобный горн своими глазами.



Существует множество конструкций горнов, но, пожалуй, самый простой — двухкамерный горн. Камеры его разделены колосниковой решеткой: в верхней размещаются изделия, а в нижней — топка.



 



Температура в гончарном горне достигается выше 900°С. Изделия находятся в специальной камере.
Горн загружают через люк, находящийся сверху. Сначала на колосники ставят крупную посуду, потом среднего размера, а на самый верх укладывают всякую мелочь. Люк, через который загружается горн, прикрывают листом железа и черепками.



 В течение нескольких часов печь прогревается на малом огне, затем постепенно жар усиливают. Когда температура перевалит за 900°С, изделия раскаляются и начинают светиться оранжево-красным светом. Чтобы обжечь игрушки, достаточно всего 3—4 часа, а для посуды и других крупных изделий требуется не менее 12 часов. Обычно обжиг начинается утром и кончается вечером. В течение ночи горн вместе с изделиями остывает, а утром его можно уже разгружать.
Сухокарсунские мастера всегда покрывали свои изделия  самодельной свинцовой глазурью. 
Для этого специально плавили свинец, постепенно его помешивая и получая порошок светло-коричневого или салатного цвета. Это котел для плавления свинца.



Эту фотографию я взяла в интернете.
Готовые изделия загружали в телеги обшитые лубом, перекладывали соломой и везли продавать.


Мы тоже купили  у мастера разных изделий - горшки для запекания, кувшины, вазы, ... Даже два изделия из шамотной глины. 
Хозяева пригласили нас приехать в марте, когда наделанные за зиму изделия обжигают. Вот тогда можно увидеть все многообразие местной керамики. Кстати, она сильно отличается от той, что делают наши местные гончары. Сухокарсунская керамика не идеальна по внешнему виду, но она живая, настоящая, из детства.
 Это коллекция посуды Сухокарсунских мастеров в экспозиции художественно-краеведческого музея поселка Карсун.


А еще, я хочу поблагодарить за гостеприимство Ольгу Александровну и ее дочку Свету, которые уделили нам столько времени, сколько мы захотели, показали все, что мы просили, пригласили в гости, напоили чаем с повидлом из калины. 
  Абсолютно бескорыстные, добрейшие, открытые люди! Спасибо вам!



(Фотоаппарат после мороза не хотел оттаивать -
 фото из тумана )


P.S. В феврале 2016 года умер последний сельский мастер.

3 комментария:

галина комментирует...

Надо же, как все интересно!!!И здорово, что ребят учат и музей организовали!А про загадку вообще даже не подумала, что это про горшок!!! И какой трудоёмкий это труд, а со свинцом вообще вредный!

Ирина(Ирика) комментирует...

Жаль,что деревня с таким ремеслом вымирает(((
Но хорошо,что остаются такие деятельные люби,организовавшие кружок.Есть кому передать секреты мастерства,а детки уже своих детей смогут научить,ну или хотя бы рассказать)))
Интересный процесс обжига.
У меня ,когда место для костра сделала на даче, при сжигании старых веток попалось несколько комков глины,она после остывания костра как камень была))Можно летом попробовать слепить что-нибудь и обжечь)))

Татьяна комментирует...

Оооооооооочень интересный рассказ!!!!! Как будто сама побывала в этой деревеньке;) Просто мечтаю раздобыть в свой музейчик пару таких горшочков;)