вторник, 29 июля 2014 г.

ПИкшень. Музей мордовской культуры и быта.

В пяти км от Большого Болдино, на месте древнего мордовского поселения  расположено старинное эрзянское село Пикшень. По результатам переписи 2010 года в селе проживает 508 человек. 
Сейчас посещение Пикшени, с обедом и демонстрацией эрзянских обрядов, входит в программу экскурсионных групп, посещающих Пушкинское Болдино. Мы, к сожалению, заехали в музей поздно, всего этого не увидели.


На трассе Большое Болдино - Саранск стоит указатель, приглашающий посетить сельский музей. 


Обычно сельские музеи расположены в школах или библиотеках. А тут все было по другому. В поисках нужного номера дома мы проехали до конца села. Музей оказался предпоследним домом на улице. В последнем была свадьба. Именно поэтому нам и удалось заглянуть в музей - хозяева гуляли на свадьбе и смогли выкроить для нас некоторое время.

 



Основатель музея - Любаев Василий Никифорович.
 Его жена во всем помогает и поддерживает супруга. Большую часть жизни проработав на Саранском заводе "Резинотехника" и выйдя на пенсию, супруги с энтузиазмом взялись за новое дело. Взахлеб рассказывают о своем детище, перебивая и дополняя друг друга. С восторгом и горящими глазами.



Это кухня - ощущение жилого дома.











На табличках написаны эрзянские имена.




Таким образом мордва писала письма.


Сейчас мы в передней. Тут много разных экспонатов, намешано всего. Здесь организаторам пригодилась бы помощь музейных работников, чтобы правильно расположить и систематизировать экспонаты. Пока так. Но задор и энтузиазм Василия Никифоровича затмевают все.






Первый раз увидела рожок для кормления ребенка.Василий Никифорович рассказал, что у него был такой же. Рожки были разных размеров, некоторые вмещали до литра молока.  Он подвешивался в люльке на уровне рта младенца. Мама занималась своими делами, ребенок сам кормился по мере надобности.







Это свадебное платье1928 года.


Под платьем, слева свадебные аксессуары, участвовавшие в свадебном обряде.




Это сени.


Эта одежда называется сумань - вид пальто из сукна черного или коричневого цвета. Сшито белыми нитками, необыкновенно аккуратно. Швы просто идеальные.





















Лапти в музее русские и мордовские. 
Эти с утолщенной подошвой.



Различаются техникой оформления края.


Василий Никифорович сам носил такие лапти на колодках. Грохот, говорит, в школе стоял, когда все ученики приходили в таких же.



Когда места в доме всем не хватало, молодую семью селили в амбаре. 





Парь с родовыми знаками. Василий Никифорович говорит  про парь - шифоньер. Это короб круглой формы  для хранения одежды. У каждой девушки был такой, в него складывалось приданое.









Вот такой музей работает в далекой глубинке. Восхищаюсь его организаторами, завидую, что смогли воплотить свою мечту, продолжают развивать начатое и умеют радоваться жизни. 
Кстати, цена входного билета 25 рублей.
А еще, Василий Никифорович написал книгу об истории села.

5 комментариев:

Ирина комментирует...

Хороший музей. Настоящий.

Татьяна комментирует...

Cпасибо за такие душевные репортажи!

Валюня комментирует...

Спасибо, девочки. Заходите в гости.

Ирина(Ирика) комментирует...

Замечательный музей!!!Много вещей старинных собрано.Интересно их сейчас рассматривать.Лапти как раз недавно видели тоже,которые плёл сам Серафим Саровский)
И про рожок с молоком заинтересовало-а когда ребёнок не пил молоко,не могло оно само вытекать?
А ещё мы хотели приобрести самовар угольный-и удалось такой купить этим летом,старинный,правда реставрированный,в новом обрамлении!!!(напишу о нём в блоге)
Теперь мечтаю угольный утюг купить,чтоб был старый-старый,обязательно открывающийся)))

Валюня комментирует...

Ирина, пила чай из такого самовара http://mordovochka.blogspot.ru/2008/05/blog-post_13.html#more
Это что-то особенное. Разжигали шишками.
Желаю быстрее найти утюг, их еще в деревнях достаточно встречается. Раньше у всех были такие, сама видела в детстве, как бабушка гладила им белье. Но ведь тогда не надо нам ничего было.