пятница, 30 сентября 2011 г.

Моя Мордовия. Теньгушевский район. Шокша.

Я уже рассказывала о том, что на территории Мордовии проживает народ с красивым названием - шОкша. И я давно мечтала побывать в селе с одноименным названием, но все никак не получалось. От Саранска это 215 км.
На прошлой неделе мечта моя осуществилась, чему я несказанно рада.
Село Шокша находится в Теньгушевском районе, население 500 человек.



 



 



 



 

 





А так выглядел храм до разрушения.


 



Очень медленно, но все же ведутся работы по восстановлению храма, проходят богослужения.
Сельские улочки так же достойны того, чтобы по ним прогуляться.
Дома в селе  большие, ухоженные, украшенные резьбой и резными же наличниками. Расположены вольготно, просторно. Улицы не заросли бурьяном, как часто бывает в наших деревнях и селах. Перед домами не лежат кучи оставшихся строительных материалов, не стоит ржавая, полусгнившая техника – все аккуратно, уютно, по-хозяйски.



 











 








Расположенное далеко от крупных городов, село сохранило свою самобытность, неповторимость. А главной особенностью Шокши, которой не встречается у других народов, проживающих на территории республики, являются кресты, которые сельчане устанавливают на могилах своих умерших родственников.
 Их высота составляла 4-6 метров. Это было не только традицией, но и признаком достатка умершего. Существует и такое мнение, что огромные кресты ставили еще и для того, чтобы  человек, придя на кладбище, почувствовал себя маленькой песчинкой в этом огромном мире, чтобы не зарывался и помнил о том, что в мире есть нечто, что сильнее его…





 
 



 Рост мужа 182 см и достает он только до нижней перекладины.
 


В советские годы вместо креста устанавливали памятный знак в виде гладко выструганного бревна, заканчивающегося звездой. И почему-то эти памятники гораздо выше крестов.



 







Конечно, дерево не долговечно, но до сегодняшнего дня сохранилось еще достаточно много таких памятных знаков. Еще больше упавших от времени, полуразрушенных. Пройдет еще несколько лет и увидеть это будет нельзя - новых больших крестов мы не увидели.
В 1965 году  заслуженный художник России, заслуженный  деятель  искусств Мордовии Виктор Андреевич Беднов, пораженный увиденным, запечатлел Шокшинский погост на своем полотне «День памяти».
Невероятное зрелище! Лес из крестов.





Сохранились фотографии 1975 года - все кресты именно такие. Фото из интернета.


Год 2011, фото примерно с того же места - обычное кладбище.


Пройдет еще десяток лет и традиция умрет окончательно.
А еще,  на кладбище очень много вот таких камней, полувросших в землю. Или, наоборот, полувылезших из земли. Интересно, что это такое? Может они когда-то были надгробными плитами? А может их давным-давно принесло каким-нибудь ледником?  





Самобытность шокши подчеркивает и национальная одежда. Местные жители сохранили свой костюм, берегут его и гордятся им. (Увидеть его можно здесь, здесь, здесь и здесь.)
Согласитесь, что Шокша достойно того, чтобы приехать и все увидеть своими глазами. И полюбить народ, чтущий традиции предков.

3 комментария:

Lena V. комментирует...

Не знала до этого, что есть такая народность. Про мокшу знала)))
Спасибо за просвещение!)))

Abbat комментирует...

Нет такой народности, как "шокша". Это Б.А.Васильев, основываясь на своеобразие на своеобразии культуры языка, относил эту этногруппу к так называемой "шокше".

Вот что говорят сами представители этой этногруппы:

"- Мы ближе к эрзе, но словарный запас наш значительно отличается. Язык мокши мы почти не понимаем, - говорит жительница села Наталья Филипповна Шиндакова. – Даже в соседнем селе Сокаево язык уже другой."

"Мы - эрзяне, и говор у нас эрзянский. Но в нашем говоре есть слова, которых в эрзянском языке нет. Мы, например, ложку называем куцю, а ты пенч, овцу называем уча, а ты реве. Я работаю водителем, много езжу, часто бываю в селе Барашево нашего же района, там живут мокшане, они так-же говорят куцю, уча", - рассказывал автору уроженец с. Шокша В.И.Начаров (Мокшин, 1989. С.66)

Из моей переписки с Цыганкиным:

"Шокшанский диалект, объединяющий говоры 12 населенных пунктов, согласно принятой классификации говоров относится к 5 типу. По моему мнению, говоры данного диалекта (5 тип) представляют отголосок прежней мещеры".


Т.е. сами они себя определяют, как эрзя. У ученых есть так же есть версия, что это та самая летописная мещера.

Когда я был в Теньгушевском районе в экспедиции, то разговаривал с жителями всех сёл, которых относят к "шокше". Очень показательным был ответ жителя Нароватово на мой вопрос "Вы шокша?" - А чем это "шокшинцы (т.е. жители с.Шокша) лучше нас, давайте называть нас "нароватовцы" или "сакаевцы", на самом деле мы эрзя".

Вот так однажды выдумав "шокшу" господин Васильев Б.А.создал новый народ. )))

Анонимный комментирует...
Этот комментарий был удален администратором блога.