пятница, 5 февраля 2010 г.

Семейная реликвия

Я раньше уже рассказывала о месте, где я родилась, где родились и прожили жизнь все мои предки. Это село Саитовка Нижегородской области. И сегодняшнее сообщение связано с этим местом.
Село было большое, несколько улиц. На центральной площади возвышался деревянный храм "Святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницы". В дни престольных праздников мелодичный перезвон колоколов слышался далеко за пределами села. Об этом упоминается в журнале "Странник" за 1868 год.
Так выглядит сельская площадь сейчас. Серое, скучное место.




В 30-е годы, когда повсеместно церкви разрушались, сельский храм подожгли. Сельчане вытаскивали из огня, что могли. Моя прабабушка Нюрочка спасла и спрятала у себя дома икону Божией матери "Скоропослушницы". Правда, красивая икона?
Написана она в 1901 году монахом Свято - Пантелеймонова монастыря на Афоне.

А это наша бабулечка - Нюрочка. В то время, о котором я рассказываю, ей было около 70-ти лет. Бабуля была маленькой, худенькой женщиной. А икона сама по себе достаточно большая, да еще находилась в киоте- стекло плюс дерево. Как она смогла донести ее до дома?

С тех пор икона была в нашей семье. С ней родился мой отец. Несколько поколений выросло под защитой нашей "Скоропослушницы". Когда умерла бабушка, икону забрали родители. Так в течение 70-ти лет и находилась она в нашей семье, оберегая и защищая.
Сейчас икона находится в Параскево-Вознесенском женском монастыре, недалеко от Саранска. Святая Параскева уже дважды встречается на ее пути.


Я спросила у монахини этого монастыря, по какому принципу размещаются иконы в храмах? Почему какие-то иконы впереди, а другие у входа в церковь. Она ответила - когда вы приходите в гости, вас встречают хозяин и хозяйка. Вот и тут так же.
Может это и не совсем так, но такое объяснение мне очень нравится. Вот они хозяин и хозяйка - наша "Скоропослушница".
Теперь она защищает и оберегает не только нас, но и всех приходящих в этот храм.

И еще у меня есть один вопрос, который я задавала и священникам, и иконописцам. Но ни один из ответов меня не удовлетворил. Может кто еще может объяснить.
Оригинал иконы находится в монастыре Дохиар на Афоне. Многие монахи делали ее копии (списки). Я знаю о существовании шести видов таких копий. Все они отличаются друг от друга. Цветом одежды, выражением лица. А Тихвинская икона даже без младенца.
Вопрос - почему копии такие разные? Для меня слово копия значит сходство один к одному.

14 комментариев:

Gveret Yaliya комментирует...

Очень интересный и трогательный рассказ. И бабушка молодец! А по пов. того как ей тяжеленную икону вытащить удалось - в минуты каких-то из ряда вон выходящих событий у людей просыпаются такие скрытые силы и возможности, что не стоит этому удивляться! У меня самой такие моменты были, и своими глазами такое же наблюдала у других.
А село, конечно, изгадили и обезличили. Жаль.

chenara комментирует...

Село,эх,село....конечно ,вида нет...так...место жительства- обитания.
а икона очень красивая,и рассказ красивый,и бабулечка твоя...читала и глаза на мокром месте.Вот ведь как бывает,такие дела люди свершают,а про себя ничего такого и не думают...героического...

Aлиса комментирует...

Дорогая, Валечка!
Очень интересный рассказ! Понимаю тебя, как дорого все, что связано с нашими дорогими предками. Рада твоей любви к ним и трепетному отношению к памяти о них.
Однако, если смотреть правде в глаза, то стоит задать вопрос: что думает о создании, росписи и копиях икон Сам Господь Бог? Он ведь не молчит, а говорит нам из Слова Своего - Библии. И вот Его слова :
Исаия 44 глава стих 6 - "Так говорит Господь: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога"
и далее стихи с 9-го по 21-й. И Он призывает: стих 21 "Помни это... Я образовал тебя... не забывай Меня" и стих 22 "обратись ко Мне..."
С этим нельзя спорить, этому надо внимать! Представь, через 50 лет мы предстанем пред Богом. И нам очень захочется быть в раю, а не в аду. Что мы скажем Ему? - "Мы делали свое и слов Твоих не исполняли (Ев-лие от Луки 6:46). То, что Ты считал злом и что раздражает Тебя (Второзаконие 4:23-26), мы ценили.
Что ответит Он? - открыто это уже сейчас в Откровении 22:10-16
Так что выберем? Правду или неправду? Живого Бога или немых идолов? Послушаемся Его или бросим слова Его за себя?
Так куда Он нас направит в итоге - в ад или рай? Непослушные в раю зачем Ему там (Исаия 26:10)?
Благослови тебя Бог во всем разобраться!

taka-mtg комментирует...

Валюша,такой рассказ интересный!!!А бабулечка какая у тебя молодец)))А какая икона красивая-чудо!!!Хорошо что она теперь в храме,да ещё и в монастыре....Я очень люблю наши храмы))))
Очень интересно читать твои рассказы,смотреть фото-ты так здорово умеешь всё показать и порадывать!!!

tania mak комментирует...

Спасибо за рассказ. Я бываю в этом монастыре, перед значимыми событиями в моей жизни именно сюда ездила, вот и ваша икона мне помогала, очень нравятся эти места постоянно туда тянет ( другим человеком возвращаешься).

Gveret Yaliya комментирует...

Валя, очень хочу, чтобы вы заглянули сюда
http://yaliya96178.blogspot.com/

Я думаю, вам будет интересно прочесть

галина комментирует...

Пишу комментарий и даже не дышу сильно, боюсь опять заест где-нибудь.
Низкий тебе поклон. за то, что затрагиваешь такие темы-прости меня за пафосные слова, но как скажешь, что ты большой духовности человек и Патриот с большой буквы!
Валюнечка, спасибо тебе за все, тронута до слез!

Валюня комментирует...

Девочки, спасибо за добрые слова. Заходите в гости, всегда вам рада.

Gveret Yaliya комментирует...

Это опять меня принесло...))))))
У меня еще новые куколки там же образовались, на том же блоге.
И еще. Нашла кучу своих старых рисунков и скидываю их потихоньку сюда.
http://yaliya96178gmailcom.blogspot.com/
Заходите.

maija комментирует...

Валюня, какая интересная и трогателная история. Икона очен красивая, И как хорошо, что она вернулась храм.

Леонсия комментирует...

Низкий поклон и светлая память твоей бабушке! По фотографии видно, какой это добрый, чистый человек. Маленькая, слабая пожилая женщина смогла спасти икону, потому что это святое дело. Бог ей помог.
Унылая картина твоего села, увы, примета нашего времни. Но ты хоть можешь пройти по родной земле, а место, где был мой дом, где я родилась и выросла, закатали асфальтом, там сейчас огромная магистраль - 30-е транспортное кольцо Москвы. Когда еду по нему, сердце щемит!
Ну не будем о грустном. Прочитала пост и поняла, почему твои куколки с такими добрыми личиками.

TANK комментирует...

Валь, а ты своё родовое дерево ведёшь?
Про икону. Никогда об этом не задумывалась. Действительно, интересный вопрос, почему они называются копиями, если визуально отличаются? Загадка.

Валюня комментирует...

Веду, Танюш. Очень нравится это дело. И все в одном месте с фотками.

Галина Мартынова. комментирует...

http://rutube.ru/tracks/4562619.html?v=5f9294382dc9fd1c171b0c3e272c80eb - это наша история...
Наша история такова, какой мы ее представляем - рассказываем...
Мне тоже близка эта тема. Очень просила маму сьездить в Вешки и показать, где она росла... не хочет.
Нашла дом, где росла с бабушкой-дедушкой... а носила меня мама в Германии в городе Галле... какое-то двоякое чувство о том, где моя Родина.
Бабушка - она совершила простой подвиг. Царство ей небесное... И подвигла на этот подвиг ВЕРА. Без нее никуда.
По поводу копий. Разных. Писали монахи. В особом состоянии (в психологии - измененное состояние). Каждый видит - то, что хочет видеть...
Они ТАК ВИДЕЛИ ЕЕ. Думаю так.